В прошлом году экспериментировал с удаленным обучением: проходил программы и курсы, среди которых «Курс Полезного Действия» от Никиты Маклахова. Далее рассказ о курсе, обманчивой доступности удаленного обучения и как я исправлял свои промахи.
В сентября 2018 Никита и его команда запустили обновленную учебную программу «
Курс Полезного Действия» (КПД) о том как внедрять привычки и выстроить «человеческий подход к личной эффективности» — не как водится, цели определяешь и стальной хваткой силы воли идешь к ним не сворачивая, но так организовываешь ежедневную деятельность, что цели сами собой достигаются как следствие небольших ежедневных дел и привычек. А себя при этом не насилуешь, не продираешься к целям скрипя зубами. Звучит сказочно! Но доверяя
подкасту, который слушаю уже два года, и харизматичному Никите решил пройти курс: и цели будут
наконец достигнуты, и поддержка рублем команде подкаста.
У КПД много достоинств. Материал хорошо структурирован. Каждый урок красиво оформлен и предлагается в разных форматах: видео, аудио, конспекты, майндмэпы. Дружный общий чат и помощь кураторов. Никита приглашает классных гостей на закрытые вебинары каждые пару недель. Комплексная программа обучения увязывает воедино всё, что на сегодня человечество знает о личной эффективности: от планирования до подведения итогов, от физических нагрузок и сна, до биохимии и психологии.
Но самым ценным для меня оказались 2 момента, внедренных в процесс обучения:
- нельзя перейти к следующему уроку, не сделав домашку текущего урока
- домашка обязательно есть у каждого урока
Домашка на КПД — письменный ответ на один или несколько вопросов. Отвечая на вопросы — рефлексируешь, обдумываешь и примеряешь к себе новые идеи и концепции. Осознание — критичный для успеха учебного процесса этап, без которого навыки не приживутся, а знания в лучшем случае останутся в форме «я знаю, где посмотреть». Рефлексия + практика = закрепление. Ежедневное закрепление = успех.
Железным соблюдением этих правил КПД в итоге максимизирует пользу для участника. Ты или выпадаешь по пути, или доходишь до конца, но гарантированно что-то освоив и улучшив. Эти правила в конечном итоге стали для меня факторами успеха.
Но перед этим я всё обучение провалил, сломался и отвалился. А потом пришлось исправляться. Случилось так: один из уроков с ходу не зашел. Материал прослушал, что писать в домашке (ответах на вопросы) сходу не придумал и отложил на завтра. «Сегодня не успеваю, завтра точно всё сделаю». «Завтра» забегался и опять отложил. И еще раз. Понимания, что писать в домашке не прибавлялось. Материал следующих уроков получить было технически невозможно. С каждым откладыванием последний урок забывался всё больше, а домашка становилась всё непонятнее, страшнее. Каждый день было проще заниматься любой другой понятной деятельностью, чем возвращаться в контекст КПД. Мозг подсказывал решение: «надо выделить время, переслушать урок и основательно во всём разобраться» — сложно и непонятно, проще отложить.
После 30 дней откладываний я оказался безнадежно позади группы, раздражаемый любыми напоминаниями о КПД. Мой куратор и администраторы КПД предпринимали попытки вернуть меня на рельсы: в Телеграме через бота и в ЛС слали мотивирующие напоминания:
Я не отвечал, но убеждал себя: «Скоро у участников курса каникулы между ступенями, а у меня отпуск. Тогда и наверстаю!».
Отпуск на Тенерифе прошел прекрасно во всех отношениях, кроме наверстывания КПД. Вернувшись в середине ноября домой, я оказался в предновогоднем рабочем адке.
Одна вовремя не сделанная домашка зафейлила всё обучение. При этом проблем с мотивацией не было, интерес сохранялся и хотелось наверстать, но не хватало
времени энергии сил дисциплины.
«Какой же вообще толк от 2-х железных правил, если всё провалилось? Не будь этих ограничений, ты просто слушал бы уроки дальше и получал информацию!» — подумает читатель.
«Нет, толку не будет никакого, как и результата!» — отвечу я. По-крайне мере со мной. Например, незадолго до КПД, летом 2018 года так случилось с
очень полезным и нужным курсом по финансам: мне не хватило дисциплины вовремя выполнить домашку, доступ к следующим урокам-вебинарам был открыт, записи присылались в письмах, я все их прилежно выкачал и сохранил на диск. Ещё один урок посмотрел спустя пару недель и окончательно успокоился: «Деньги потрачены не зря — записи теперь у меня и когда знания понадобятся, я ими воспользуюсь (я знаю где посмотреть)!». Такая польза от учёбы сомнительна.
Выкарабкался из ямы и справился с прохождением КПД в итоге так:
- Признал, что отстал и нагнать поток не успею. Простил себе проигрыш.
- Осознал, что хочу КПД закончить — интересная мне тема + знания недополучены, а деньги потрачены.
- Понял, что заниматься КПД — это и есть та привычка, которую мне нужно внедрить. Что единственный для меня вариант закончить КПД — делать что-то, хоть самое минимальное, для прохождения курса каждый день. Минимальное. Каждый день. Без перерывов. Несмотря ни на что.
С этого момента всё наладилось. Я воспользоваться некоторыми из техник, которые успел узнать на курсе:
- Осознал, что именно делать каждый день и сколько времени выделять: посмотреть урок — 20 минут, написать домашку — ещё 10-20 минут. Две части привычки — разные виды деятельности, можно выполнять отдельно.
- Продумал и осознал, в какой момент я буду заниматься КПД: уроки буду стараться смотреть в дороге или слушать во время рутинных домашних дел. Писать домашку буду вечером перед сном. Выполнив домашку и получив доступ к следующему уроку сразу буду добавлять видео в Watch later список в своем профиле в Ютубе, чтобы на следующий день не тратить время на поиски (и не было лишних препятствий начать!).
- Добавил прохождение КПД отдельной строкой в таблицу трекинга привычек. Таблица — известный инструмент, о котором хорошо писали Андрей Пометун (Уплотнение времени), Всеволод Устинов (Ежедневный чек-лист). Визуализирует прогресс, помогает отслеживать длительность неразрывной цепочки. Закрашиваешь ячейку — осознаешь, что продвигаешься в верном направлении (немного, хоть на йоту). На меня действует мотивирующе.
- Пообещал себе, что не буду разрывать цепочку. Никаких пропусков, а на крайний случай меня спасёт минимальная версия привычки.
- Определил минимальную версию этой привычки — она пригождается в сложные дни, когда все планы нарушались, ничего не успел и не смог, и полноценно выполнить привычку нет никаких сил. Моя минимальная версия для привычки проходить КПД: перечитать тезисы последнего урока и осознать вопросы к домашке. На такой вариант достаточно менее 10 минут. Вполне реально даже в сложный день не ложиться спать, пока хотя бы в таком формате не отработаю. К минимальной версии пришлось прибегнуть пару раз, в основном из-за командировок, сбивавших привычный ритм дня.
Эти «уловки» и другие приёмы по внедрению привычек комплексно и детально объясняются в рамках КПД. Мой совет всем будущим участникам этого курса: когда в процессе учёбы нужно будет выбрать привычки для внедрения, возьмите одной из привычек само ежедневное прохождение КПД. Это как у программистов
eating your own dog food.
Мой хеппи энд: в декабре заканчивая трудовой год, отдыхая на праздниках, вливаясь в рабочий ритм в январе я равномерно двигался и в первых числах февраля закончил КПД. Группу нагнать не было шансов, но это и не важно. В рамках КПД известные и новые методики и инструменты — рассмотрел с разных ракурсов, попробовал на себе. На примере внедрения привычки ежедневно заниматься КПД ощутил всю мощь силы маленьких шагов:
- прилив мотивации, который дает ежедневный микро-прогресс;
- радость движения в осознанно выбранных направлении;
- уверенность в том, что дела и направления — где годами были только планы и было не понятно как подступиться — наконец-то «будут сделаны!».
Привычку «проходить КПД» теперь я трансформировал в привычку «Узнать что-то новое». Заранее на завтра выбираю статью или видео для изучения. Приоритет привычки правда ослабил — цепочка выполнения иногда рвется.
Закончив курс мне кажется, что появился простой, но эффективный «фреймворк» — набор знаний, практик и инструментов — для «качественного прорыва на новый уровень». Прохождение КПД в прошлом году оказалось первоклассной «заточкой пилы». Факторы успеха и пользы курса лично для меня — 20% от качественно проработанного и составленного материала курса, 80% от самостоятельной работы, которая свершилась только из-за тех самых «железных» правил: 1) встроенная в каждый урок домашка-рефлексия; 2) её обязательность. Отдельное спасибо Никите и его команде за это!
Ещё раз акцентирую: похоже, в моём случае именно это является залогом эффективного обучения. Я вспоминаю бесплатные учебные программы на Курсере, опубликованные в Ютубе видео-лекции лучших ВУЗ-ов мира, оплаченные на Юдеми курсы, дорогостоящую учебу с работой над кейсами в командах — везде у меня часто всё очень плохо: до конца не дохожу, литературу не читаю, на практике сразу не применяю, знания не закрепляются или, в лучшем случае, усваиваются фрагментарно.
Гейтовую систему в обучении — принцип обязательной домашки после каждого урока и невозможность пройти дальше — доведённую до уровня «Nightmare!» встретил в обучающей программе
Product Univercity. Не сделал в срок хоть одну домашку — выбываешь.
Аркадий Морейнис рассказывает о Продакт Юниверсити, по названным цифрам получается конверсия принятых в дошедших до конца примерно 35%.
На Продакт Юниверсити подал заявку на поток с 1 марта, но с учетом других обязательств осознал, что сейчас не потяну такой режим. Без сожаления отказался, но рассчитываю попробовать в будущих потоках Продакт Юниверсити. Адекватная оценка своих возможностей — ещё один важный урок-напоминание, которому научил КПД. А то ведь хочется во всех направлениях и сразу двигаться!
Если кто-то надумал пройти КПД, мой личный промокод на скидку 10%: FRD2C29150.