Почему делегирование это сложно и медленно (выводы по итогам 2021 года)

2021 год прошёл в максимальным фокусе на бизнес и его развитие. Вот и урок года из этой области.

Для ИТ-компании огромный потенциал в персонале:

  • люди любят ответственность и хотят принимать решения
  • принимая решения, они чувствуют больше сопричастности делу (эффект ИКЕА) и вовлекаются по полной
  • любят вызовы и хотят учиться новому

Когда как предприниматель ты только начинаешь компанию, сам всё организовываешь и контролируешь. Когда появились первые сотрудники ты делаешь много там, где ещё никого нет, а параллельно управляешь теми, кого уже нанял.

Когда какая-то задача возникает у тебя постоянно, но от неё не зависит выживание или ты не очень с ней справляешься, её стоит делегировать. Иначе она становится узким горлышком (потому что на тебе, а у тебя и так много всего) или не выполняется системно (а значит не измеряется и не корректируется адекватно).

При этом у меня с делегированием сложности:

  • боюсь делегировать важное — если мне кажется, что в данный момент времени это то, что играет значимую роль для успеха компании, я предпочитаю делать сам
  • не хочу — если деятельность интересна, её детали для меня ещё не раскрыты, могу чему-то научиться — всячески буду стараться этим сам заниматься
  • не могу — сложно перестать что-то делать своими руками (вмешиваться), если к этому есть интерес или если я вижу, что делается не так идеально и хорошо, как я мог бы сделать сам

Основной бизнес-урок 2021 года: делегирование как системная передача отдельных видов деятельности — одна из основных моих задач как руководителя на данном этапе развития компании. В делегировании от меня текущим или новым сотрудникам, в том числе самых важных вещей, большой потенциал для развития компании.

А ещё делегировать важно для моего хорошего мироощущения. Корректное делегирование уменьшает ответственность руководителя, передает её сотрудникам. У меня это снижает общую тревогу и позволяет лучше фокусироваться на главном.

Но делегирование это не быстро, если речь про сложную деятельность или ту, что для меня как основателя новая.

Недостаточно осознать, что что-то можно не делать самому. Делегировать отдельную бизнес-функцию это целый проект развития для молодой компании:

  • поиск подходящего человека, а ещё поиск или создание бюджета на него
  • обучение, а ещё создание и внедрение нового процесса
  • контроль (и тут работает метод интервального повторения)

Делегирование не всегда финансово возможно в начинающей компании. Может не быть бюджета на нового сотрудника. Тогда можно сделать тест, пилот. Делегировать на ограниченный период (за ограниченный бюджет) внешнему подрядчику и посмотреть результат.

Как понять, что ты делегировал? Стало быстрее. Происходит без твоего участия. Если финальные решения принимаешь все равно ты сам — это еще медленнее, чем когда сам. Это не делегирование. Функция/процесс должны выполняться, а решения готовиться и приниматься с минимальным твоим вовлечением.  

Вот и напутствие начинающим предпринимателям, бизнесы которых уже научились выживать и продолжают развиваться: Делегируй! Это:

  • раскрывает потенциал твоей команды
  • создает в компании правильные привычки и процессы, формирует управленческую систему
  • развивает тебя как менеджера и освобождает время и ресурсы для еще более интересных и значимых вещей

Закончить хочется цитатой Том ДеМарко (Дедлайн, Человеческий фактор и другие культовые книги ИТ-бизнеса нулевых) про 4 основных правила менеджмента:

  • Найти нужных людей
  • Дать им ту работу, для которой они лучше всего подходят
  • Не забывать о мотивации
  • Помогать им сплотиться в одну команду и работать так дальше (все остальное — административная ерундистика)