Evgeniy Yurevich » Путешествия » Торонто. Кленовые листья и сироп
Наступившая в июле конференция партнеров Microsoft была своего рода «a way to excuse the visit», как сказал в разговоре со мной один Торонтец. И правда, если бы не конференция — неизвестно когда бы я сюда добрался, ведь в моем списке мест для посещения Канада явно не была лидером и занимала место сродни «разобраться в ящиках письменного стола» в списке дел нормального человека. То есть вроде бы да, неплохо бы, но когда-нибудь позже. Уверен, что так у большинства. Всех тянет в Штаты, но не сюда, ведь Канада «как США, только бесплатное здравоохранение». Посмотрим так ли это?
Я прилетел 7-го июля поздно вечером и пока добрался общественным транспортом (автобус, метро, трамвай, пешкой) до своего отеля в downtown не заметил отличий Торонто от Американских городов, в которых я был. Вообще-то сначала город меня испугал: заселившись я немного перекусил с пивом в китайской забегаловке и побродил по округе, отметив про себя, что ночью по моему району наверное лучше одному не гулять (район в переводе с местного означает «Южное Бутово»). На следующий день город меня оттолкнул: я очутился в деловом квартале, сплошь из стекла и бетона, среди котлованов новых строек, таких же плотных и хаотичных как в Москве, окруженный возведенными башнями международных банков и корпораций, бездушных и не таких стройных и гармоничных как в Нью-Йорке. И только спустя пару дней, поняв и поверив моим серьезным намерениям с ним познакомиться, Город начал поворачиваться ко мне истинным лицом, простирать свои раскинувшиеся вдоль западной части озера Онтарио рукава и постепенно в себя затягивать. Я провел здесь 5 дней и столько же ночей. Улетая немного грущу: Торонто не стал моим закадычным другом, только лишь приятелем. Уж больно мало было времени и уж больно много культур, наций, историй смешалось в этом городе, на него нужно время и внимание.
Город противоречив сам себе, как не могут не быть противоречивыми бледная старушка из китайского квартала, торгующая загадочными препаратами древней медицины, и молодой разноцветный ямаец, летающий по городу на велосипеде с доставками.
Улетая спустя 5 дней я могу сказать, что лично я полюбил Торонто за то, что:
Торонто запомнился своими запахами: вода, доносимая ветром с озера, китайская еда и сладкий растопленный сахар для кленового сиропа. И звуками: отбойные молотки на стройке, правильная или лучше сказать понятная английская речь (которая в основном извиняется), звон велосипедного звонка.
В минувшую неделю здесь было очень жарко. Проносясь с велосипедом на солнце вдоль набережной я не мог поверить, что эта же набережная может быть покрыта таким же снегом как в Москве и тем же его количеством. Я познакомился с Торонто жарким, людным, шумным, курортным, а он между тем может быть тихим, замершим, пустым и спящим. Вот вам еще одно противоречие, но к которому нам москвичам не привыкать.
Велосипедистов много, даже очень. Не сравнить с Амстердамом, но на порядок больше чем я видел в Америке, и это еще одна причина почему мне понравился Торонто. Жители — и пешеходы, и водители — к велосипедам привыкшие и принимающие их в расчет. Тем не менее велодорожки стали обустраивать не так недавно и пока что еще достаточно мало мест, где они есть.
Как и везде велосипеды обязательно нужно пристегивать, причем желательно еще и так, чтобы за переднее колесо (которое обычно легко снимается) и саму раму; и лучше ночевать на улице велосипеды не оставлять, особенно в не самых центральных кварталах.
По городу есть станции проката велосипедов, такие же как и во многих европейских городах. В отличие от Барселоны они не только для местных, ими может пользоваться любой оплатив прокат картой.
Разумеется велосипеды можно взять напрокат, немногим больше 50$ на 3 дня мне обошелся приличный велосипед, за замок пришлось доплатить отдельно, шлем обязательным не является. Прокат располагался на набережной, 249 Queens Quay W.
Как мне показалось, если бы Ги де Мопассан жил не в Париже, а в Торонто, то все повторилось бы вновь (история о том, что Ги де Мопассан регулярно обедал в ресторане на первом уровне башни, а на вопрос, зачем он это делает, если башня ему не по душе, писатель отвечал: «Это единственное место во всём огромном Париже, откуда её не видно» [*]).А видно башню действительно отовсюду, это безусловно символ города, да и один из символов Канады. Но с самого начала как-то у меня с ней не сложилось. Почему? Дело исключительно личных предпочтений, но живя в Москве рядом с Останкинской башней и часто гуляя в парке вблизи нее я просто не могу не отметить, насколько Останкинская башня изящнее и приятнее глазу. У подножья CN Tower я даже фотографировать не стал, такая она некрасивая: гигантский бетонный столб, местами подкрашенный, вздымается ввысь. Толстый, бетонный, вот и все. Хотя благодаря тому, что столб такой толстый и такой бетонный, при сильном ветре максимальное теоретическое отклонение вершины башни при максимальных расчётных скоростях ветра составляет всего 1 метр, по сравнению с 12 у стройной Останкинской башни. А вообще Си-Эн Тауэр почти в два раза выше Эйфелевой башни.
Но на верх не подняться было нельзя. Отстояв 50 метровую, но быструю очередь я попал внутрь. Мое посещение стоило 30$, а если бы я был ребенком, тогда 22$. В этот пакет входили обзорная панорама (LookOut) и стеклянный пол (Glass floor) в основной секции баши, а также возможность подняться до Sky Pod (отдельный доступный для посещения этаж, расположенный выше основного) и посмотреть на город с высоты 447 метров. В эту программу не входили просмотр фильма (Legends of Flight 3D) и Motion Theater Ride, доступные в полном пакете, но я даже не стал узнавать что это.
Стеклянный пол — идея безусловно стоящая, но реализация подкачала. Площадь стеклянного пола очень маленькая, на нем постоянно лежит куча народу и острота ощущений притупляется.Чтобы подняться до самой захватывающей панорамы с уровня skypod пришлось примерно 1 час стоять еще одну очередь. Это стоило сделать, потому что skypod находится на высоте 447 метров, в то время как смотровая второй по высоте Останкинской башни — на 360 высоте. Skypod это круто уже по этому.
Вид оттуда — в целом здорово, но невозможность почувствовать свежий воздух и ощутить ветер притупляет ощущения, адреналин остается почти что на нулевом уровне. А Торонто с высоты это большая равнина, на которой возле набережной выросли наросты небоскребов делового города, а вокруг, куда хватает глаз, россыпью лежат таунхаусы и невысокие постройки. Кстати, вид с emire state building(15-ое по высоте здание в мире) был гораздо круче, площадка там открытая, и 1 час стоять не надо. Простите, Канадцы.Наверное самое интересное, что можно сделать — погулять по краю башни — вот это действительно круто, но стоит 175$ без налогов, так что я пересилил свою тягу к смертельной опасности и пока отказался: по такой некрасивой башне не так опасно было бы гулять.
Toronto islands — большой парк раскинулся на естественного происхождения островах прямо напротив города. К тому же на этих островах есть небольшое поселение, где проживает 500 самых лучших в Торонто человек. Обустроенный, большой, во всех смыслах приятный зелены массив и, если путешествуете летом и с детьми, сюда имеет смысл поехать на целый день. Ну хотя бы на пол дня!
Паромы на острова ходят к трем разным причалам практически каждые полчаса . Я прошел половину островов от центрального пирса (Central Island) к тому, что рядом с аэропортом — Hanlan’s Point (местного назначения самолеты взлетают прям с островов). Из интересного по пути помимо ухоженной территории и больших красивых деревьев мне встретился Маяк — самая старая постройка на острове.
Билет на паром стоит 7$, обратно бесплатно 😉 Имеет смысл приехать с велосипедом, а еще побывать на островах вечером, чтобы с воды посмотреть на огни Торонто. Последние паромы летом уходят в 11:30 вечера, провоз велика на пароме — бесплатно. Можно прокатиться на одном из последних паромов и даже не сходить на берег, ведь ночная панорама Торонто действительно впечатляет.
Как и у любого города возле воды, тем более большой воды, заметная часть досуга сосредоточена возле набережной. Набережная широкая и длинная. Здесь выступают с концертами, учат кататься на каяках, ходят в рыбные рестораны, плавают на собственных яхтах, естественно гуляют, загорают, купаются и т.д.
На набережной мне очень понравился HTO Park, расположенный западнее Harbourfront центра. Это и похожий на поле для гольфа парк и пляж: разделенные дорожками холмики, на которых негусто растут плакучие ивы. Выглядит всё очень симпатично, под одной из таких ив я устроился и, слушая музыку, загорая на солнце уснул на 1,5 часа.
На небольшом пляже местные играли в бадминтон и загорали. Лежа под ивой я наблюдал как прямо с озера взлетают самолеты (из аэропорта, что напротив на Toronto Islands). Парк был открыт в 2007 году, раньше здесь были какие-то пустыри, а еще раньше в 80-х промышленные постройки.
На набережной несколько пирсов для лодок, много ресторанов, здесь же Harbourfront Centre (ключевая культурно-организационная компания в Торонто), места для ярмарок и концертов, станция для проката каяков и много чего еще. Напротив возвышаются престижные высотные жиле дома. По набережной безусловно стоит пройтись погожим деньком, а в выходной наверняка можно будет застать какое-либо мероприятие.
Обязательно стоит прокатиться на автобусе с открытой крышей, курсирующем по основным точкам притяжения в городе. Я объехал весь маршрут за 1,5 часа в перерыве между конференционными сессиями (все-таки я находил время и для работы) и увидел много заманчивых мест и интересных зданий, которые с картинок выглядели далеко не так примечательно. Да к тому же гиды заставили меня от души посмеяться! Тур на взрослого без налогов стоил 34,96$, но можно купить в интернете со скидкой. Билет действует 3 дня, в течение которых можно использовать этот автобус забираясь в него на любых из точек маршрута, что так же достаточно удобно и можно экономить на метро.
Чтобы послушать и посмотреть экскурсию садиться лучше всего на втором этаже, если там мест нет, стоит подождать следующего автобуса, они ходят примерно каждые полчаса. Наверху садиться лучше ближе к началу, потому что слышно не очень хорошо. Экскурсии только на английском, потому что не запись, а живые и очень веселые ребята — истинные торонтцы — увлекает вас любовью к своему городу. Экскурсия действительно познавательная.
Парк является территорией здания Правительства области Онтарио, почти каждое дерево в этом парке имеет свою табличку, на которой сообщается не только порода, но и откуда и кем дерево было привезено в этот парк. Некоторые деревья имеют очень большие кроны, под которыми естественно стоит много лавочек и столов. Народ ест, спит, играет в настольные игры, работает (в парке есть интернет) за этими столиками.
Хорошее место для привала, отсюда можно двинуться вверх по Queens Park до пересечения c Bloor St., чтобы как минимум полюбоваться зданием королевского музея.
На одно из чудес света потратить время нужно обязательно. Можно (без дороги) уложиться за три часа, можно за день, а лучше всего приехать на пару дней, переночевав здесь же.
Niagara Falls не только водопад, но и выросшее вокруг поселение, добраться сюда можно несколькими способами:
Билеты на рейсовый автобус продаются на автобусном вокзале (пересечение bay и dundas), цены лучше уточнить в интернете (если возврат в тот же день то билет дешевле). Автобусы ходят почти каждый час, последний от Niagara falls до Торонто уходит в 22:15. Чтобы ни говорили, ехать на автобусе в одну сторону два часа, точно не меньше. Также нельзя забронировать место, в моем случае на обратном пути кто-то стоял; это тем более вероятно в пятницу и выходные.
Поезд более быстрый и комфортабельный, но и более дорогой способ. Так же поезда ходят только 2 раза в день утром в районе 8-ми и вечером. Не так гибко как с автобусом, но можно комбинировать.
Если купить готовый тур, то о транспорте можно не беспокоиться. В рамках тура вас еще скорее всего завезут на одну из виноделен на дегустацию. К тому же может быть включена поездка на катере к самому водопаду (об этом ниже). Купить можно в городе или поискать в интернете заранее.
Прибыв на поезде или автобусе попадаете на центральный вокзал. Такси непосредственно до водопада обойдется в 15$, на автобусе можно доехать за 3,50$. Автобусы останавливаются тут же, есть линии разных цветов, уточните какого цвета линия ведет сразу к водопаду, насколько помню — зеленая.
Ниагарский водопад состоит из двух частей. Меньший по ширине прямой водопад, находящийся на территории США, и большой изогнутый подковой водопад, находящийся на территории Канады.
Что сделать обязательно:
Можно так же:
Я больше гулял и катался на велосипеде, нежели посещал музеи и галереи. Из мест, которые еще хотелось бы посмотреть:
Что нам россиянам известно о Канаде? Как правило немного, а именно:
Россия и Канада — две очень разные страны, но некоторые моменты могут сблизить любого канадца с русским, особенно если за пивом:
А вот несколько интересных и неизвестных ранее фактов: