Последние годы всё больше корпораций переводит сотрудников на удаленную работу (июнь 2016, Билайн), хотя есть и обратные примеры возврата сотрудников в офисы (май 2017, IBM). Для небольших компаний удаленная работа уже не первый год привычная повседневность, а по прогнозам к 20-му году каждый 5-ый сотрудник в РФ будет работать удалённо. Удаленная работа актуальна не только для ИТ-компаний, но вообще для сферы услуг, все больше переходящей в онлайн: консалтинг, реклама, продажи, туризм, страхование, банки, адвокаты и т.д. Во всех производственных компаниях найдутся отдельные подразделения и функции, готовые к переводу на удаленную работу.
В 2013 году вышла книга «
Remote. Офис не обязателен» от разработчиков Basecamp, ставшая вслед за предшественником «
Rework. Бизнес без предрассудков» бестселлером, что подтверждается наличием
76 рецензий, опубликованных на сегодня на сайте издательства «МИФ». Книга Remote включена в
план подготовки джедаев IT-Agency, что уже говорит о пользе.
Основная тема книги — эффективность и целесообразность удаленной работы для ряда отраслей и профессий — сегодня привычнее и понятнее, чем на момент публикации в 2013 году. Главы 1 и 2, растущие за преимущества и пользу удалённой работы, можно пропустить. В остальных главах хватает воды, но в неё разведен концентрат актуальных советов по организации взаимодействия, требования к персоналу, предостережения об опасностях и недостатках. Таких тоже хватает! На книгу опубликовано английское (платное) саммари, но нет русского. Ниже краткий концентрат важного, что отметил для себя и нашей компании.
Саммари книги «Remote. Офис не обязателен»
Глава 1 про то, чем так привлекательна и хороша удалённая работа
- Тем кто переживает, как отпустить часть сотрудников работать удаленно, а не под присмотром стоит подумать о том, что много работы и так выполняется удаленно — аутсорсинг, подрядчики — никто из-за этого не переживает.
- Удаленная работа наиболее подходит специальностям, где не важно затрачиваемое на работу время, но важен результат. Когда нет прямой корреляции время — добавленная стоимость результата.
- Первоначальная эйфория у сотрудников от удаленной работы может смениться чувством изоляции и одиночества. Поэтому не надо крайностей, возможен и важен разумный компромисс между «удаленно» и «в офисе», который каждый сотрудник в состоянии определить для себя сам.
- Удаленная работа — плюс не только для компании и сотрудников, но и общества. Меньше транспортного трафика и выбросов в атмосферу. Вспомнил дисциплину «корпоративная социальная ответственность» — привет, МВА!
Глава 2 про то, какие бывают аргументы против и в чём их несостоятельность
- «Вместе и лично работать эффективнее» это очень часто иллюзия и самообман. Во-первых, технологии уже все позволяют; во-вторых, не спроста ведь «стало скучно — собери совещание».
- «Дома люди постоянно отвлекаются» также отчасти миф. Люди на самом деле хотят работать и добиваться результатов. Но безусловно удаленная работа накладывает дополнительные требования, см. Главу 5.
- «Нужен будет совет, никого не будет рядом» — порочная модель, порождает неэффективность. Тянущаяся с офиса привычка отвлекать друг друга, когда это тебе нужно. Когда тебе срочно кто-то нужен, вероятнее всего ты сам ранее что-то прозевал и плохо спланировал. Наконец если реально срочно, просто позвони.
- «Угроза информационной безопасности». На самом деле проблема в людях, которые пишут простые пароли на листочках рядом с компьютером, топ-менеджеры и так разгуливают с незащищенными планшетами. «Что толку возводить стены, когда открыты главные ворота?» На страницах 67-69 полезный чек-лист по информационной безопасности и он больше про действия и привычки людей!
- Как проверить, что люди реально работают? Нужно подбирать правильных людей и довеять им. См. пост 2013-го года Ричарда Бренcона, на который ссылаются авторы: «Чтобы успешно работать с другими людьми, вы должны доверять друг другу. Во многом это значит доверять своим сотрудникам делать своё дело, где бы они не находились, без присмотра».
Глава 3 об организации процесса удалённой работы
- Удаленной работы не существует: а) без «времени перекрытия» — нескольких часов, когда штатные и удаленные сотрудники работают одновременно и находятся на связи друг с другом; б) без общего доступа к информации — облачному хранилищу файлов и т.п. (с этим сейчас уже совсем нет проблем).
- M&M = managers & meetings. Проблема не в самих M&M’s, но в частоте их использования. Удаленная работа отличный способ сократить M&M’s.
- Запомнить, что не бывает часовых совещаний: если пришло 5 человек на час, то для компании это совещание на 5 часов.
- Каждому стоит задуматься об эргономике своего рабочего места. Ортопедические стулья, столы для работы стоя.
Глава 4 про подводные камни и рифы в этой тихой гавани
- Выгорание. Удаленная работа может быть опасна для увлеченных людей. Они так увлекаются, что жизненный баланс нарушается, грань между работой и личной жизнью размывается, человек оказывается всё время на работе и со временем «выгорает». Осложняется ситуация тем, что сотрудники далеко, руководитель не имеет возможности заглянуть им в глаза и вовремя заметить симптомы выгорания.
- Чрезмерная изоляция. Человек, даже тотальные интроверты, всё равно социальное существо. Активное дистанционное общение с людьми и переписка в мессенджерах не заменят живого общения, от недостатка которого возникают психологические проблемы. Хороший повод больше общаться с друзьями и близкими или время от времени выбираться в коворкинг или офис.
- Снижение доверия со стороны ваших клиентов. Клиенту может показаться, что вы вне досягаемости и на вас нельзя рассчитывать. Стоит быть на связи, подчеркнуто доступным для общения; держать в курсе, что и как происходит; вовлекать в процесс. Когда всё происходит удаленно, часто проект оказывается «на периферии», так как клиент и исполнитель по сути никогда не пересекаются, всё происходит с задержкой. Поэтому очень важна вовлеченность и регулярное общение.
Глава 5 про то, какие сотрудники для удаленной работы подходят и как их нанимать
- Личные качества не безразличны. Удаленные сотрудники не супер-работники, от которых важен только результат. Нужно следить за климатом в коллективе, потому что маленькое недопонимание, которое быстро проясняется при личном контакте, при удаленной работе может быстро вырасти в большой межличностный конфликт.
- Удаленная работа подразумевает силу воли и ответственность. Не подходят те, кто по разным причинам без «кнута» ничего не может.
- Так как большая часть общения начинает проходить через текст, важен хороший общий рабочий язык. Каждый сотрудник должен ясно и понятно формулировать свои мысли.
- Нужно поощрять хобби и различное личностное развитие. Работая удаленно у каждого есть риск потерять часть околорабочей жизни (посиделки с коллегами, совместные обеды, прогулки, и т.п.). Поэтому работодатель иначе должен обеспечивать сотрудникам досуг и разнообразный жизненный опыт. Если же сотрудник ничем, кроме работы не интересуеся, он превращается в робота и затем перегорает.
- В офисе есть саблазн поддаться стереотипу: он с 9 до 18 в офисе, он приятный в общении парень, наверняка он классный работник. С переходом на удалёнку фокус смещается с людей на саму работу. Невооруженным взглядом видно, кто много делает (хотя возможно и мало говорит), а кто больше болтает.
- Нюансы найма. Важно умение писать хорошо (ведь часто приходится именно письменно объяснять свою точку зрения). О резюме стоит судить… по сопроводительному письму.
- Кто реальности выполнил прошлые проекты из резюме? Каков вклад кандидата? Тестовое задание может быть не так полезно, как мини-прект на испытательном сроке.
Глава 6 о том, на что обратить внимание руководителям удалённых сотрудников
- Регулярно встречаться в оффлайне. Легче работать с теми, с кем виделся, сидел за одним столом, смеялся. Вместе участвовать в отраслевых конференциях и профессиональных мероприятиях. Вместе не только вкалывать, но и веселиться время от времени.
- Очные встречи становятся особенно ценными, из-за дефицита общения их особенно ждут, предвкушают и проводят с пользой. Сделайте живое общение дефицитом и увидите как его вырастут его ценность и качество.
- Уже было ранее: настоящая проблема удаленной работы — переработки. Увлеченные люди «перегорает». Грани размываются, сотрудник трудится круглосуточно, так как всегда кто-то онлайн и всегда есть чем заняться.
- Руководителю следует регулярно 1-на-1 общаться с каждым. Без конкретной цели и рабочей повестки. Поддерживать связь, быть в курсе жизненных событий и дел сотрудника. Способ вовремя почувствовать опасные симптомы (см. Главу 4).
- Удаленная работа может быть очень эффективной, самоорганизация возможна. Наглядные примеры: продукты с открытым исходным кодом; в некоторые проекты действительно вовлечено очень много людей. Эффективность и самоорганизация достигаются в том числе за счёт того, что вклад каждого открыт, нагляден и может быть оценен каждым.
Глава 7 в помощь самим сотрудникам о том, как сохранить мотивацию и соблюдать баланс
- Без чётких границ (режима, территориального разделения) жизнь становится бесформенной. Полезна структура, как в расписании, так и в физическом пространстве. Разделять время когда я работаю и когда я не на работе. Физическое пространство дома разделять: выделить рабочее место, может помочь разделить хотя рабочий и домашний компьютеры.
- Саму деятельность также полезно структурировать: разделять по видам деятельности, сути решаемых задач и потребности вовлечения коллег.
- Руководителю иметь в виду, что наблюдать и оценивать мотивацию удаленных сотрудников становится сложнее.
- Переход к удаленной работе — шаг в сторону осознанности и принятия на себя ответственности за свою жизнь. Человек больше не может сказать, что из-за офиса (дороги) он не успевает общаться с семьей и детьми.
Next actions для нашей компании
Наш компания изначально удалённая и распределённая, подтверждаю актуальность всего написанного. Выделил для нас next actions:
- Подготовить и опубликовать для всех памятку по информационной безопасности.
- Сделать аналог KnowYourCompany.com на внутреннем вики-ресурсе (у нас Confluence).
- Обеспечивать минимально-разумное время перекрытия в проектных командах, когда все на связи и работают над общим проектом (а не каждый над своим).
- Регулярно собираться, чтобы с пользой и весело проводить время. Первый такой сбор всей команды из 3 стран и 5 городов провели в этом апреле.
- Продумать, как личный вклад каждого (в том числе не только разработчиков) сделать открытым и наглядным?
Ценность удаленной работы
Для меня очень важна возможность удаленной работы. Не только потому, что можно меньше времени проводить в дороге, избегать офисных отвлечений, больше успевать и достигать. Самое главное: удалённая работа позволяет соблюдать баланс между работой, близкими людьми и личными увлечениями. За эту возможность я каждый день благодарен прогрессу и своей профессии. Закончу цитатой из книги: «Если тебя от работы отвлекают похлопыванием по плечу — пусть это лучше будет близкий человек».
Напоследок