Сравнительно недавно я сам был студентом, и еще пока помню, какие проблемы вызывали определенные экзамены у некоторых преподавателей. Теперь я могу лучше понять причину тех проблем. Третий год я преподаю в своем институте, сперва вел семинары, сейчас еще и лекции. Преподаю один и тот же предмет — управление ИТ-проектами — и каждый семестр принимаю экзамен у очередной партии студентов. Три года — шесть семестров, это не так уж много, но я постоянно вижу студентов, совершающих одни и те же промахи на устном экзамене. Поэтому для себя на будущее, для брата-студента, для коллег, студенты они или нет, хочу сформулировать тезисы «как подготовиться и хорошо ответить на устном экзамене». В первую очередь изложенные ниже советы касаются управленческих дисциплин, с точными науками ситуация часто обстоит иначе.
Как подготовиться к устному экзамену
- Спокойная и уверенная речь. Устный экзамен — это то же выступление, так что отрепетируйте его. При ответе не надо мямлить, бормотать под нос и так далее. Тренируйтесь четко и ясно излагать текст ответов. Хорошо если каждый ответ вы расскажите себе вслух. Так и запомнить материал не долго 😉 Во время ответа смотрите преподавателю в глаза спокойно, не тупите взор. Старайтесь не показывать своего волнения.
- Настойчивость. Мне кажется, если преподаватель дает вам шанс взять еще один билет или дополнительный вопрос для ответа на оценку, которую вы хотите, — нужно соглашаться. Лично я люблю настойчивых. Человек, который хочет бороться за результат, уже вызывает определенное уважение (среди последних студентов таких все меньше). Если преподаватель не предлагает — попросите сами. Если преподаватель задает наводящие вопросы — скорее всего это означает, что он вас уже «тянет». Постарайтесь не сидеть в молчании долго без ответа. На худой конец постарайтесь выдать что-то вроде «я готов подробнее рассказать о другой стороне этой проблемы…» и рассказать о том, что знаете.
- Уважение. Между мной и моими студентами разница в возрасте не сильно велика. На лекциях я часто шучу или стараюсь взбодрить ребят «веселыми» рассказами или картинками из практики. Но излишняя фамильярность в общении со студентами преподавателю ни к чему. Помните, что всякий преподаватель все же должен чувствовать себя главным, и видеть уважение к себе. В том числе и я терпеть не могу, когда студент ерничает или прикалывается, желая показать сверстникам, что он на короткой ноге со мной и у него все схвачено. Скорее всего, такого студента я осажу или поставлю предметным вопросом в тупик, а в уме запишу потенциальный «минус».
- Отстаивание своей точки зрения. Есть науки точные, есть не точные, а есть менеджмент. Экспертные оценки и мнения, наборы лучших практик… Ну, вы понимаете о чем я 😉 Сдавая экзамен в дисциплинах управленческих, можно и нужно излагать свое мнение и личное отношение к вопросу. Это всегда плюс, большой! Потому что нормальному преподавателю, во-первых всегда интересно узнать мнение студента, а во-вторых для преподавателя это флажок, что человек о чем-то думает, мозгами пытается работать. А не просто методичку вызубрил. На практике в управленческих делах главное ведь не теорию на зубок знать, но умение здраво мыслить и анализировать, с целью находить собственное, подходящее к конкретной ситуации решение. Именно поэтому я спокойно могу во время ответа студента увести от подготовленных вопросов в сферу обмена мнениями и спора, и если получается хороший диалог, а не монолог, то оценка всегда будет соответствовать ожиданиям студента.
Только, пожалуйста, помните, что как пойдет экзамен и применимость всего выше сказанного зависит от личности преподавателя очень сильно, а еще от его настроения, самочувствия, насколько он спешит домой… С преподавателем и его особенностями лучше все же познакомиться в течение семестра. Least but not last. Как ни крутите, большинство преподавателей будет листать вашу зачетку. «Первые пару курсов студент работает на зачетку, потом зачетка на студента». Я преподаю ребятам с последних курсов, тем, у кого совсем нет троек, я зачетку не испорчу. Могу на пересдачу отправить, ну а там уже вытяну. Это я пишу к тому, что первые два курса нужно вкалывать и бороться за нормальные оценки. Не бойтесь пересдач, кстати: настойчивость! А еще на закуску бесценный и простой совет, который мой любимый дедушка дал мне еще в самом начале учебы в институте. «Попадайся на глаза преподавателям: задавай им вопросы, останься после пары что-нибудь уточнить, попроси порекомендовать дополнительную литературу». Преподавателям важно (и лестно) видеть интерес к своему предмету. Преподаватели, как правило, рады советовать и помогать в течение курса. Преподаватели вашего участия не забудут.