Evgeniy Yurevich » Путешествия » Кефалония и Левкада. Острова ионического моря
В сентябре в Москве можно ждать бабьего лета, можно отправлять детей в школу, а можно продлить себе теплые деньки и отправиться путешествовать. Мне очень хотелось и приключений и побыть, наконец, полноценно с семьёй, а в середине лета у Ани созрел отличный план побега из осенней столицы. План был такой: на две недели летим на Кефалонию (ионические острова Греции) через подобранный Аней тур (благодаря чему на всё время у нас отель на Кефалонии). На месте берём на 7 дней машину, из которых первые 2 дня изучаем наш остров, а на третий на пароме уплываем на соседний остров Лефкада. Там проводим 3 дня (забронировали гостиницу в столице острова — Лефкас), возвращаемся обратно на пароме, заканчиваем исследования острова и несколько расслабленных дней в отеле завершают отдых на Кефалонии. Остров Лефкада имеет связь с материком, так что рассматривали возможность съездить куда-нибудь еще и по материковой Греции, но в итоге Лефкада оказался таким красивым и интересным, что мысли о материке сами собой отпали.
Услышали мы такую историю. На Кефалонии на вершине горы Энос стоит вышка, вещающая телевидение, радио, сотовую связь и прочее по всему острову. Гора высокая (1628 м) и однажды зимой на вершине выпало безумное количество снега и сломало вышку. Снега было так много, что просто так пробраться наверх для ремонта не было никакой возможности. На этом этапе многие слушатели начинают предлагать жителям интересные варианты выхода из положения: рассматривается доставка запчастей и людей наверх на вертолете, построение нескольких вышек по периметру острова и прочие «прожекты». Но это всё как-то не по-гречески. Выработанное, в конечном счёте, местным населением элегантное решение близко русской душе: Греки решили просто подождать, пока весь снег растает. К чему спешка?
Впечатления от двух островов в целом: здесь есть фантастические по красоте и цвету воды пляжи и лагуны. Пляжи в основном галечные, при этом иногда галька размером с фасоль или еще мельче. Есть и песчаные пляжи, но их меньше. На Кефалонии в районе, где находился наш отель (недалеко от Lixury), пляжи своеобразные: тёмно-оранжевый, даже бурый песок, невысокие утёсы из серой лечебной глины, которую подмывает вода, отчего она становится мутной. Первые фотографии Ани, сидящей в море возле нашего отеля, показывать никому не стали, так как могло показаться, что Аня в луже какого-нибудь подмосковного водохранилища. А бывает обычно так: поворачиваешь на серпантине, а внизу тонким месяцем расстилается бирюзово-белый пляж.
Автобусное сообщение практически никакое (по сравнению с тем же самым Критом, где регулярные автобусы позволяют практически каждый день между основными населенными пунктами перемещаться). На ионических островах нужно обязательно заводиться каким-либо транспортом и путешествовать во все уголки острова:
Неизвестные ранее впечатления удалось получить, взяв на прокат моторную лодку и отправившись исследовать прибрежную линию. Особенно хорошим местом для осуществления этого замысла показался посёлок Nidri на Лефкаде, который расположен в проливе между островом и материком, в окружении множества мелких островков. Ну а пределом мечтаний теперь является путешествие не по ионическим островам, но вокруг и между на парусно-моторной яхте. Такой, какие из самых разных уголков Европы и мира приходят сюда за незабываемыми видами, мягким морем и гостеприимством. п.с. Хорошо подготовленным физически можно в качестве развлечения на пару дней взять велосипед. После возврата машины я пробовал кататься с дочкой в детском кресле на багажнике, но надолго меня не хватало, уж очень в нашем районе была гористая местность, к которой я оказался не готов, почти полностью пропустив уже второй Московский велосезон. Итак, Кефалония и Лефкада (Итака и Закинтос на следующий раз):
Об этом стоит рассказать чисто с практической точки зрения. Самой дорогой контрой оказался Mecury (он же Sixt), к тому же они запрещают перевозить машину на паромах на другие острова. У нас была заранее заказана машина в AVIS, откуда очень машину неудобно забирать (они рядом с аэропортом, но в город машину подогнать отказались). Несмотря на дополнительные затраты на 2 такси и паром, чтобы добраться к ним с другой части острова, всё равно вышло дешевле чем Mercury. Можно ли на другие острова мы их спрашивать уже не стали 🙂 Но самым оптимальным по всем параметрам прокатом является местный «Pefanis Car Hire», у которых несколько офисов на острове: они самые дешёвые, у них закуплены маленькие экономные Дайхатсу, они подгонят машину к отелю и заберут оттуда же. Ну и конечно у них все забронировано на несколько недель вперёд, а мы узнали о них только за день до планового начала поездок. Плюсом AVIS является отсутствие залога - никаких денег на карточке не блокируется. Подозреваю, что у местных прокатчиков это тоже так, поэтому в первую очередь стоит попробовать забронировать машину у Pafanis. В сентябре всё было занято, а в основной сезон видимо лучше это делать сильно заранее. А еще в телефонном навигаторе Sygic часть названий на английском писалась иначе, нежели на карте. Но это создавало трудности только в первый день… потому что потом мы спокойно ездили вообще без навигатора 🙂
Или пример о том как на Кефалонии (в Греции?) всё устроено. В горах расположена достаточно хорошо сохранившаяся крепость Св.Георгия. Стены, ворота, фрагменты построек внутри. Крепость открыта 1 день в неделю в среду и то до обеда. Специально к ней ехать, на мой взгляд, не стоит — виды с горы Энос в ясную погоду гораздо более впечатляющие. Но мы как раз в среду взяли машину, и крепость случайно оказалась по пути. На ионических островах всё относительно рядом (площадь Кефалонии в 10 раз меньше площади Крита, а площадь Лефкады в 2,3 раза меньше площади Кефалонии), но так как большинство дорог горные и очень извилистые, сильно быстро передвигаться при всём желании не получится. Например, расстояние от столицы Argostoli до второго по величине города Lixury составляет 30 км, а проезжаешь его в среднем за 1 час.
Возвращаясь к крепости: так как дочка спала в машине на осмотр ходили по очереди. Вход в крепость свободный, возле входа будка с привратником, который смотрит телевизор. В крепости я оказался один, сбегал на противоположную сторону, пробежал внутри, обернулся обратно минут за 15. И был очень удивлен, дойдя до ворот, обнаружив закрытые на большой амбарный замок створки. Меня в крепости просто забыли и заперли 🙂 Я не следил за временем при входе, но по моим ощущениям крепость закрыли на пол часа раньше, чем должны были. Пришлось взбираться на стену над воротами, кричать о помощи. Деревеньки в горах на острове обычно очень безлюдные 🙂 Напомню, что крепость сохранилась хорошо, в особенности стены. Стоя над воротами я оценивал свои шансы успешного (без травм) приземления на мостовую как 25%, поэтому продолжал кричать. Никто не спешил на помощь, а неделю отпуска сидеть взаперти не хотелось. Спустился вниз к воротам подёргать ещё замок, благо я худой и с большим трудом (достав бумажник из нагрудного кармана рубашки) удалось протиснуться в щель под воротами. Невероятно, ведь пообедай мы перед визитом в крепость и неизвестно, когда и чем бы это еще закончилось.
Билеты на паромы между островами покупаются в кассах рядом с причалом, заранее купить вроде как нельзя, по наблюдениям кассы открываются примерно за час и лучше подъехать не к самому отплытию парома: наш утренний паром до Лефкады был забит транспортом под завязку. Хотя для пассажиров места всегда более чем достаточно. Мне было очень интересно, можно ли купить билет на паром на машину и не поместиться в него, но вроде бы так никогда не случается — кассир продаёт билеты с учетом того сколько и на какого размера транспорт билеты уже проданы (меня всегда спрашивали модель моей машины).
Паромы ходят между всеми ионическими островами, а так же в соседние страны (например, Бари, Италия). Расписание можно найти в интернете, интенсивность зависит от сезонности.
Мы побывали во всех крупных прибрежных населённых пунктах. Все поселения (городом и назвать не получается) маленькие. Население острова 38 тыс. человек (меньше чем в родном подмосковном Юбилейном) и уменьшается. Вся жизнь, как правило, сосредоточена возле набережной. Красивой архитектуры и живописных улиц скорее всего не встретить, во многом тому виной страшное землетрясение 1953-го года, которое разрушило почти все строения по всему острову, кроме самого северного Fiskardo.
Красивее и интереснее всего показался Assos, который основали еще венецианцы. Он расположился на узком перешейке, ведущем к одноименному полуострову, на вершине которого расположена древняя венецианская крепость. Перешеек образует две бухты, на северную бухту смотрят дома Ассоса. Этот полуостров изображают на очень многих видах Кефалонии.
Пляжей много по всему острову и все очень разные. Самые красивые пляжи Кефалонии мы осматривали уже после возвращения с Левкады, возможно поэтому впечатления чуть поскромнее 🙂
Говорят, что лодки на прокат можно взять в Skala и Fiskardo. В Skala должно быть дешевле, потому что Fiskardo считается самым модным и дорогим «курортом» на Кефалонии (не знаю, мы там были только проездом с пробежкой по городу). Тем не менее, в районе Skala особо некуда плавать, кроме как вдоль береговой линии, которая не очень выразительная. По крайне мере нам так показалось из машины. Поэтому мы даже спрашивать про лодки здесь даже и не стали. А потом всё само сложилось, и мы прекрасно покатались на Лефкаде.
На Лефкаде мы провели всего три дня, и то не полных: прибыли в пятницу в 12 на пароме, отплыли обратно на Кефалонию воскресным паромом в 16:30. Несмотря на столь короткое время, лично мне отпуск особенно запомнился именно Лефкадой. В первую очередь немыслимыми пляжами и первым в моей жизни вождением лодки, а также уютным поселением Vasiliki, вечерними прогулками среди интернациональных яхт на набережной в Lefkas (столица острова). Ну а шикарные горные виды, открывшиеся нам здесь, конечно же на Кефалонии ничуть не хуже 🙂
Пляжи на Лефкаде безумны. Кто говорит, что Миртос на Кефалонии один из самых красивых пляжей Европы, мне кажется тот просто не был на Лефкаде 🙂 Все лучшие пляжи располагаются по западной части острова, мы побывали на трёх из них в разные дни и можем рекомендовать два. Восточная часть острова пологая, вдоль нее идёт хорошая дорога и расположено много отелей, но пляжи так сказать городского формата, а залив возле Нидри (Nidri) спокоен и облюбован для катания на лодках. Порто Кацики (Porto Katsiki). Автомобильная дорога подходит не к самому пляжу, ступенек 70 придётся проделать по сделанной в утёсе лестнице. Парковка перед пляжем платная, но очень многие оставляют машину выше до парковки, мы сделали так же, так как идти не далеко. На парковке есть несколько закусочных. Спускаясь по ступенькам видишь только лишь кусочек пляжа, за стенами утёсов спрятано остальное. Скалой, в которой выбиты ступеньки, пляж разделён на две области, скала подступает практически к самой воде лагуны. Над одной из частей лагуны скалы нависают так, что образуется естественная тень, которая сохраняется больше или меньше на протяжении всего дня. Под ногами мелкая белоснежная галька, которая возле воды вообще превращающаяся в крохотные зернышки. Бухта не большая и справа, под скалами чувствуешь себя в каком-то затерянном месте вне времени. Уходя с пляжа стоит выйти через парковку на вершину скалы, с которой вот такая панорама:
Эгремни (Egremni). Помимо серпантина, к самому пляжу ведут 350 ступенек, которые многих заставляют повернуть назад. Народ видя длинный ступенчатый спуск разворачивается и уезжает в поисках отдыха доступнее. И к лучшему! Пляж протяжённостью на первый взгляд… бесконечный 🙂 Раскинулся у подножья отвесных скал и с тем же удивительным цветом воды. Белая галька, замечательные волны, в которых умеющему плавать человеку просто кайфом плавать и прыгать (а вот Аня боялась зайти дальше пары метров от берега :). Из-за размеров пляжа создаётся впечатление, что народу здесь меньше, чем на первом пляже. На этом пляже есть бар и закусочная, которые приятно удивили: нет никаких наценок (бутылочка воды стоит 50 центов), бармен даёт вместе с любой покупкой пакетик и напоминает, что весь мусор нужно унести с собой. Были бы еще эти пакетики бумажными!
Примечательно, что на подъездах к пляжу все растения вокруг словно покрываются инеем — настолько белый здесь известняк, крошку которого поднимают в воздух спешащие к пляжу по грунтовке машины. Вот они, утёсы этого белого известняка, благодаря которому остров и получил своё название (Левкада происходит от слова «белый»):
Лодку на прокат мы брали в Нидри. Посёлок простирается вдоль побережья в равнинной части острова, расположен в большом заливе, прямо перед ним клочками в море расположено несколько островков различного размера. С ближайшего острова смотрит аккуратный желтый дом известного грекам греческого поэта. Еще дальше два острова, принадлежащих семье Онассиса (второго мужа Жаклин Кеннеди), и еще какие-то острова (на одном из них табличка for sale, но не ясно это про весь остров или про какой-то отдельный участок на нём).
Кстати их карту лучше распечатать себе заранее, та что дают в прокатах декоративна и не точна. Лодку на прокат мы взяли в местном офисе AVIS. Прокат самой простецкой лодки (25 ЛС) стоит 55 евро на день, не включая бензин. У нас в распоряжении было всего 3 часа и нам сделали скидку в 15 евро 🙂 Из трех часов мы почти 2 часа плыли на средней скорости, которую позволяла лодка, при этом сожгли 9 литров горючки, что в итоге обошлось нам в 18 евро 🙂 Всего же на лодке нашего типа с собой в дорогу дают 35 литров бензина и говорят, что этого хватает на 2,5 часа хода на полной скорости. Я на полной скорости плыть не мог, потому что маленькая Вика боялась и стоило мне чуть не прибавить ходу, как Вика, сидевшая у меня на коленях вцепившись в штурвал, кричала «папа, не езжай сильно» (п.с. Вике 2 года 🙂 Одним словом: это было очень здорово! И даже если бы стоило в разы дороже, я бы ничуть не пожалел: раньше я самостоятельно плавал только на вёслах и только по рекам и озёрам, а тут прибрежные морские воды, парусники сотнями у пристани и десятки парусов на горизонте и я управляю пусть и маленькой, но лодочкой, которая несёт меня сама вдоль островов куда я захочу, туда, где не будет никого, кроме нас 🙂 Управлять моторной лодкой оказалось не сложнее чем машиной с автоматической коробкой передач. Даже легче, потом что нет жестко очерченной дороги (тем более Греческого серпантина). Сложнее было с парковкой: причаливать в портовой гавани на обратном пути был относительно просто, а вот первый раз приставать в незнакомой бухте было проблемно: я очень боялся повредить дно лодки или винт мотора (которые не покрывает включённая в стоимость аренды страховка), поэтому по началу совсем было отказался от этой идеи, но Аня напомнила про рассказ на форуме, где мама одна с семилетним сыном проделывала эти трюки. Моё достоинство морского волка были ущемлены, пришлось причаливать в приглянувшейся нам гавани. Первый раз я подошёл к берегу недостаточно близко. Выкинул якорь за корму и кое-как его зафиксировав на нужном расстоянии (чёрт, почему я не выучил перед поездкой морские узлы, что подумает жена???), убрал мотор, нужно было выбраться на берег и пришвартовать нас куда-нибудь: бухта же дикая. Выпрыгнув из лодки я погрузился в воду по шею и понял, что ни дочку, ни рюкзак при таком раскладе на берег не доставить. Я всё равно выплыл на берег, нашёл обломанные доски, привязал швартовой конец и привалил большими камнями. Привязал так, чтобы еще можно было подтянуть лодку к берегу. Но подтянуть было нельзя, ведь я уже зафиксировал за кормой якорь… пришлось плыть обратно и влезать на лодку. Сейчас, попивая вечером холодное белое вино на балконе отеля, я понимаю, что нужно было просто больше отпустить якорь, но тогда я решил его достать. Усилия, приложенные к его доставанию, главным образом привели к тому, что доски, к которым я причалил, утянуло и смыло в воду и теперь моё судно было с поднятым якорем и плавающим за кормой причалом 🙂 Пришлось повторять процедуру заново. Эти события происходили под мужественное молчание Ани и панические крики Вики о том, что «папа мокрый, лодка качается, Вика боится». Со второго раза всё получилось: я включил мотор, подошёл ближе к берегу, правильно рассчитал длину на которую оставляю якорь, причальный конец привязал за деревья, вынес на берег дочку и вещи, Ане помог спуститься аккуратно за борт (теперь за бортом было уже мельче чем по пояс) и почувствовал себя почти что Колумбом. Вот она наша Карабелла, причаленная мной в безызвестной гавани:
Когда мы были далеко от берега, дул ветер и были волны, женская часть экипажа паниковала разными способами, а мне было не до фотосъемки, поэтому вот лишь один кадр, олицетворяющий собой насколько мужественно я боролся со стихией (фокус умышленно не на мне, но на стихии):
Лефкада замечательная, уютная и романтичная. Отсюда уезжать действительно не хотелось и не только нам: когда мы уже отплыли на пароме и подняли пандус на пристань влетел сигналя микроавтобус, человек с пассажирского сиденья высунувшись в окно махал нам руками, прося вернуться. Наверняка они загулялись и просто не заметили, как пролетело время 🙂 Вся прелесть в том, что команда парома улыбаясь вернулась за бедолагами. На их в общем-то счастье, следующий паром же только на следующий день 🙂
Увидев Ионические острова с суши, обязательно хочется познакомиться с ними с моря. Добраться до всех недоступных бухт, которые открывались с горных дорог; оказаться на маленьких островках, где почти не ступала нога обычного туриста; причаливать в Лефкасе или Аргостоли, чтобы поужинать, взять вина и отправиться ночевать на волнах в ионическое море под греческие звёзды.
Кстати в Москве отдельных путеводителей по Кефалонии мы не нашли (хотя есть Оранжевый Гид по островной Греции). Готовясь к поездке, Аня много читала интернет, а мне как всегда было не до этого (изучая отзывы и заметки других уже по факту в очередной раз укоряю себя за это). В нашем отеле к удивлению мы купили неплохой русскоязычный путеводитель, автор которого голландка, проживающая с мужем-греком на Кефалонии. Путеводитель по Левкаде тоже удалось купить, но на английском. А вот что может пригодиться при подготовке к путешествию на Ионические острова: