Evgeniy Yurevich » Дети » Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили
Какая профессия самая важная на свете? Учитель? Врач? Фабер Адель и Мазлиш Элейн считают, что самая главная профессия — родитель. Полвека назад они состояли в экспериментальной группе у Хаима Гинотта — психолога, который одним из первых в 20 веке начал говорить о необходимости распознавать детские чувства и отзываться на них. 30 лет назад будучи его последовательницами, у каждой из которых по трое детей, они написали книгу «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». Эта книга до сих пор в Штатах является бестселлером и настольной книгой многих родителей.
Эту книгу после прочтения пришлось купить на всех близких друзей!
Рекомендуя «Как говорить, чтобы дети слушали…», я обычно советую начать с части 5 «Как правильно хвалить». Достаточно прочесть несколько страниц. Повествование начинается с описания утра двух соседских мальчиков и их мам. События развиваются по одинаковому сценарию, но обстановка вокруг детей и их реакция на происходящее поразительно разная. В ком из родителей вы узнали себя? Какой контраст образов! На кого из детей вы хотели бы, чтобы походил ваш ребёнок? Мне кажется большинство читателей-родителей готовы поклясться, что немедленно начнут что-то менять. Если вы среди них — бросайте мою рецензию и бегите скорее читайте эту книгу!Вас ждёт увлекательное и полезное от первой до последней страницы чтение. И очень возможно эта книга поможет вам выстроить по настоящему глубокие и близкие отношения с ребёнком.
Сами авторы хоть и не настойчиво, но всё же советуют читать книгу последовательно и не торопясь, давая себе время (неделю, а то и две) после каждой главы воспользоваться советами и идеями на практике. Это оправдано: если пытаться следовать их советам многое придётся изменить в своём поведении и многому научиться, а это кропотливая работа и не надо ожидать, что получится её выполнить быстро. По части аспектов (например, стоит ли наказывать ребёнка или как хвалить ребёнка) в книге продвигаются достаточно смелые, если не сказать большего, идеи. Выясняется, что наказания не работают и наказывать ребёнка не нужно вообще. Такие советы родителям хотя бы с небольшим опытом бывает сложно принять. Но Фабер Адель и Мазлиш Элейн всё раскладывают по полочкам удивительно простым, логичным языком, не прибегая к заумным психологическим изречениям. Первая половина каждой главы — описание проблемы, разбор её причин, конкретные предложения как себя вести и как реагировать, домашние задания. Вторая половина включает истории и отзывы родителей. После каждой главы идёт краткая памятка, которой я часто пользуюсь.
За одно прочтение все советы и идеи не запомнить, нужно пережить и пройти через конкретные ситуации, постфактум проанализировать свою реакцию и реакцию ребёнка, свериться с памяткой в конкретной главе, обдумать как можно было поступить и в следующий раз попробовать действовать по новому. И повторить этот цикл ещё и возможно ни раз. Именно такая итерационная работу над собой и над взаимоотношениями с ребёнком необходима. В процессе чтения книги российским читателем естественным образом выстраиваются параллели со ставшей широко известной книгой соотечественницы Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?». Оба произведения похожи идеями авторов и стилем изложения. В обоих книгах процесс воспитания ребёнка рассматривается с одинаковых позиций как процесс общения с равноценным членом семьи и общества, у которого есть своё мнение, чувства, желания и обязанности. В обеих книгах очень большое внимание уделяется умению слушать ребёнка, оказывается иногда это всё, что нужно 🙂 Должно быть интересно читать эти книги следом за другой. Гиппенрайтер я читал пару лет назад и, наверное, в ближайшее время буду перечитывать.
Дочка подрастает 🙂 Чтение «Как говорить, чтобы дети слушали» заставило меня задуматься, что читают воспитатели детских садов, учителя начальных и средних классов школы? Есть ли для них как и для детей программа из «учебников»? Мне почему-то очень захотелось посмотреть на эту программу и сделать так, чтобы книга «Как говорить, чтобы дети слушали и слушать, чтобы дети говорили» попала в этот список и её прочли все, кто будут воспитывать мою дочь.
Под конец чтения окончательно укрепилось убеждение, что многие проблемные ситуации, которые разбираются в книге, актуальны не только в вопросах общения с детьми. Уж больно много взрослых, как и дети, порой не умеют взаимодействовать, вырабатывать совместные решения проблем, воспринимать критику, нуждаются в полезной обратной связи, хотят быть услышанными. Некоторые идеи и советы мне показались применимыми в работе со стажерами и студентами, много которых приходит к нам на работу. Да и вообще со всеми людьми, все иногда как маленькие дети 🙂 Как написали в англоязычном блоге, это книга для тех, кому нужно иметь дело с детьми от 2 до 99 лет 🙂 Именно эта рецензия и фраза натолкнули меня ранее на чтение книги «Как говорить, чтобы дети слушали и слушать, чтобы дети говорили».
Книга имеет порядка 700 отзывов на Амазоне, большинство из которых 5 из 5. На Amazon можно купить электронное издание для Kindle в расширенном варианте на английском языке. Расширенный вариант — издание к 30-летию книги, которое в конце содержит дополнительные письма читателей и ответы на них, рассуждения применимости книги в других областях межличностных коммуникаций и некий обмен опытом использования данной книги. Я сперва читал книгу именно через Kindle на английском, а после уже решил оценить русский перевод А. Завельской. На русском прочёл отдельные главы и никаких нареканий к переводу лично у меня не возникло. В России книга издаётся в Эксмо в нескольких вариантах. Себе для библиотеки я купил хорошее издание в твёрдом тканевом переплёте на плотной жёлтой бумаге. Больше всего отзывов на ОЗОНе у издания 2014 года в мягком переплёте на ужасной туалетной бумаге. Кстати, не так много книг на ОЗОНе имеет такое количество отзывов вообще, в том числе и положительных. Для подарков друзьям купил нечто среднее. Во всех изданиях оригинальные картинки, иллюстрирующие обсуждаемые ситуации, подписи переведены.