Первый школьный год. Итоги

Подвёл субъективные итоги первого школьного года. Взял интервью у дочки — об уроках, одноклассниках, чем в итоге оказалась школа.

Итоги школьного года

Моё субъективное восприятие: первый школьный год прошел для Вики и нас, родителей, удачно по всем фронтам. Как прошедший год расценивает Вика и что думает о школе — в интервью во второй части поста. Приобретение прикладных знаний (научилась сложению-умножению, писать прописными и т.д) в качестве измеримого показателя успеха обучения в начальной школе не рассматривал. В своей оценке руководствовался одним исключительно качественным критерием — интересом. Не конкретно к школе (как абстрактный собирательный образ он вряд ли может быть интересен ребенку), но к предметам, кружкам, экскурсиям, одноклассникам, общению. Интерес, любопытство, желание узнавать новое не исчезли — отлично, а остальное приложится. Вика училась не по обычной общеобразовательной программе, но в Жоховском классе — это определенно сыграло немалую роль и стоит учитывать для понимания и осмысления написанного далее (ранее писал о Жоховской методике, моих впечатлениях и как мы туда попали). Количественных (знает все буквы, заучила таблицу умножения от 1 до 9, получила на Х баллов больше чем в среднем по классу) итогов не будет, только качественные:
  • В абсолютном большинстве случаев Вика приходила из школы в хорошем настроении, всегда охотно рассказывала о событиях прошедшего дня. Не только радостных — были и ссоры с одноклассниками, страхи и переживания — но обо всем охотно рассказывала, мы (хотя бы минимально) обсуждали и разбирали все ситуации. Часто делилась «…а представляешь, я сегодня узнала…» фактами об окружающем мире, что и как устроено, которые узнала в школе.
  • Вика не устраивала истерик, что не хочет идти в школу. Фразы об этом иногда проскальзывали, но каждый раз причиной была скорее общая усталость к концу дня / недели. Отдохнув и выспавшись на утро в школу отправлялась как ни в чем ни бывало.
  • Не случалось ссор из-за домашних заданий, но мы за этим строго не следили. Делалось не всё и не всегда. К тому же, выполнение ребенком ДЗ по Жохову проверять и поправлять не нужно, как и сидеть с ребенком рядом в процессе. Помогать только если ребенок сам попросит.
  • Выступала с танцевальными номерами в классе и актовом зале (перед всеми младшими классами). Выступать, участвовать в представлениях Вика любит с садика, и школьный год эту любовь не отбил. Каждый раз было волнительно, иногда требовалась смелость — не все одноклассники могли сдержать насмешки над «мальчишеским» костюмом Вики в танце про Чарли Чаплина. Старались каждый раз обсудить итог и зафиксировать в сознании как маленькую «победу».
  • Вроде складываются нормальные отношения с одноклассниками. Сформировалась небольшая компания у Вики с несколькими девчонками и одним мальчиком, с которыми проводят свободное школьное время. Что интересно, с этими детьми связаны самые веселые и самые грустные воспоминания прошедшего школьного года по словам Вики (в интервью ниже). Общение с одноклассниками уже научило Вику говорить «нет» и отстаивать свои интересы.
  • Дети всем классом ездили на экскурсии в музеи, театральные представления, библиотеку, т.п. Какая бы ни была программа, такой альтернативный досуг всегда приносил позитивные впечатления, как минимум от общения классом в другой обстановке. На экскурсию на фабрику мороженного (рекомендую!) съездил вместе с детьми — весело, радостно, запомнилось надолго.
  • Из прикладных знаний Вика освоила примерно всему, что заявляет Жоховская программа (см. пункт «Родителям и ученикам»), но как писал выше — сам факт получения формальных знаний особо ни о чем не говорят. Важнее (и интересно наблюдать!) как ребенок применяет знания в игре и жизни. Например, Вика много пишет — записки нам и себе для игры, фрагментарно что-то очень детское в дневник, который таскает везде с собой; любит считать — ей нравится, что в уме может решать сложные примеры. Вместе покупая продукты постоянно играем в придуманную игру, где нужно подсчитывать стоимость продуктов — я подбадриваю, что она супер считает для своего возраста (хотя в их классе есть те, кто Вике еще и много форы даст), а она получает уверенность и не сомневается, что умеет хорошо считать. Такой уверенности пока что не хватает в чтении, в этом направлении прогресс за год не очень существенный.
  • В целом, Вика гордится результатами учебы. Похоже в классе им рассказывают, что они сильно опережают по программе обычные классы. И бывает, Вика хвастается «…представляешь, мы уже проходим вот это, а ведь по обычной программе это еще только тогда-то…»
Успешный в моем понимании год сложился из многих кубиков: коллектив (дети и их родители), учительница, методика обучения (Жохов). И конечно наши совместные беседы и разговоры, формирующие доверие и уверенность, что её всегда выслушают и поддержат. Дело не только в Жоховской методике — все кубики важные. Много чего не успеваю, не дорабатываю, не внедряю до закрепления:
  • Всегда читаем Вике перед сном, но редко она читает в ответ — поздно ложимся и вроде как сил уже у нее нет, но не факт.
  • Вика любит музеи и экскурсии — мало куда сходили вместе, а если ходили, то не устраивали интерактива. Например, в ФБ встречал текстовые квесты для разных выставок — отличная идея, а мы не воспользовались ни разу.
  • Пробовали запустить достигаторы Наташи Бабаевой, но не втянулась.
Ну и все в таком ключе 🙂 Но это уже не о школе…

Первый класс глазами ребенка

О первом классе школе расскажет Вика, отвечая на мои вопросы. У многих знакомых дети только собираются в первый класс, если что-то хотите спросить у выпускника-первоклашки — пишите, я ответы опубликую где-то здесь отдельно. Первый год школьный прошел, наверное был разнообразный… Ага, веселый, активный. До того как пойти в школу, что ты думала тебя ждет? Думала будут ждать трудные домашки. На переменах строгие правила: нельзя бегать, только ходить. Лучше не дружить со старшеклассниками. Думала так. И что задания будут очень трудные. Волновалась, что не смогу завести себе друзей. Боялась, что со мной будут мало общаться, будут считать зазнайкой и мало дружить. Твои ожидания не оправдались? Нет, в школе было весело. Не только на переменах мы играли, иногда и на уроках, вставали, рисовали. Иногда откладывали новые темы, переходили на легкое, повторяли. Мы играли, ТВ разрешала даже бегать. Со мной все дружат, я с ними дружу, даже с хулиганами, даже с В. Представление о школе, как о таком серьезном месте — откуда оно у тебя появилось? Кто-то тебе так о школе рассказывал? Насколько я понимала, в институте очень трудно. А институт это для взрослых как школа и там все как в школе, а значит и там будут строгие правила, порядки, и что директор будет смотреть за всеми и делать замечания, что будут с первого года оценки. Вспомни своё первое сентября. Когда ты пошла в школу нарядная, когда все пошли с шариками. Первый школьный день. Какой это был для тебя день? День новых впечатлений. Новые друзья и новый учитель. Есть знакомые. Праздник, веселый, но и немного трудный. Запомнить сначала всех, представиться, рассказать о себе. Это было с одной стороны было весело, немного трудно, непривычно. Что для тебя самое интересное в школе? Это уроки. Ну прям-таки уроки! А перемены? Ну да, перемены и уроки. Буфет? Нет! В буфете у нас ввели строгие правила. На завтраке нельзя в буфет ходить. Только на обед, а я не всегда остаюсь на обед или карточку всегда забываю. У вас в школе определенный режим, распорядок дня. Чтобы ты в нем поменяла? Нууууу…. (думает) Я бы поменяла, я бы сменила какой-нибудь урок. Да, литературу. Сменила бы на какой-то другой? Ага, на физру, музыку или рисование. У нас есть эти уроки, но они в другие дни, а когда литература — я чуть не засыпаю. Перемены сделала бы побольше. У нас только после 4-го урока перемена длинная, длится 15 минут. Сделала бы чтобы хоть 2 длинные были по 20. А может одну длинную на час? Нет, лучше пусть 2 по 20. Что в школе отличается по сравнению с садиком? В садике у нас уроки были по 25 минут, а здесь сейчас у нас по 45 минут идут уроки. В садике было много свободного времени, где можно было погулять, поиграть, побездельничать, поспать. А в школе у нас всегда уроки. Мы ходим всегда по коридорам, нас всегда куда-то отводит учитель. Чему интересному и полезному ты научилась за прошедший год? Умножению. Раньше мне помогал дедушка и я знала только 1х1, 2х2, а сейчас знаю все таблицы умножения. Наизусть. А чем это полезно? Мне приходится много считать. Допустим, у меня куча одежды от игрушек и чтобы ничего не потерялось, мне помогает умножение. Умножению ты в школе научилась? Да, мне нравится умножение. А письмо, ты хорошо прописными пишешь… Ага, только забыла как Ч печатная пишется. (смеется) Все эти навыки, знания удалось освоить еще и потому, что домашку задавали, а ты её делала? Наверное еще и потому, что я и на уроках слушала. Какие у тебя отношения с учительницей? Хорошие! Она меня редко ругает. Даже я бы сказала почти не ругает. А вообще часто ругается? На некоторых детей часто … (перечисляет фамилии) Она справедливая? Да Помогает вам? Да. Мне помогает, она всем помогает. Не бывало такого случая, чтобы ТВ (классная учительница) кому-то не помогала. Даже нашему отличнику Л помогает. А ты отличница? Нууууу… ммммм… почти. Но так в принципе  я стараюсь войти в эту… четверку отличников. И я уже на половину вошла. Я стараюсь как можно больше, я изо всех сил читаю. Раньше читала маленькими абзацами, теперь стараюсь читать большими. Так что я стараюсь изо всех-всех сил. Экзамены стараюсь сдавать. А какие у вас экзамены? А помнишь по математике, по русскому, по литературе. Контрольные. Ну и когда ТВ ездила на совещание с новым учителем из третьего класса, мы с ней сдавали экзамен по русскому языку. Волновалась перед экзаменом? Ага, я очень волновалась. Мы с Л (няня) перед математикой экзаменом очень готовились. Мы в школе готовились, принесли домой тетрадку и дома готовились. Я старалась изо всех сил, но сделала 4 правильных из 6. 4 правильных задания. Продолжи фразу: «в школе я встретила …» Новых друзей С одноклассниками как отношения складываются? С одноклассниками — хорошие. С М (подруга-одноклассница) начала справляться. Помнишь у нас была проблема, что она рукав мне сильно разрисовала. Теперь я твердо могу сказать ей «нет». М говорит «ну все, я с тобой не дружу», но уже через пять-десять минут она говорит «Вика, давай дружить» и в принципе все заново начинается. Я могу твёрдо уже ей сказать «нет». С П (друг-одноклассник), ммммм, я люблю его подубасить, а он меня. Ну мы втроем всегда друг-друга дубасим, это наша фишка. Такие мы друзья! Много уроков вам задают? Нет. Первые дни задавали по маленькому листочку. И все равно они были легкие. Тяжело ли учиться? Уставала сильно? Конечно иногда не хотела идти в школу, иногда  хотелось подольше поспать и прогулять школу. Назови одно слово, которое дополняет фразу : «школа это …» (думает) Класс. (показывает палец вверх) Школа — это класс! Вообще, в школе бывает не интересно? Наверное, в школе неинтересно бывает тем, кто не очень хочет быть умным. Кто вместо уроков играет с соседом по парте, а дальше если домашку зададут, все равно маме скажу, что «ничего из этого не знаю, я забыл, нам этого не говорили, не объясняли…» и мама мне все расскажет и за меня все напишет. А мне интересно в школе, хочу быть отличницей, уроки у нас интересные и на уроках у нас никогда не бывает скучно. Какой любимый предмет? Мммм, можно несколько? Математика, письмо, музыка, рисование, шахматы. Но не литература? Ага, только не литература. Даже шахматы? Дааа, а что? В шахматах если мы играем партию и урок еще не кончился, нам дают задачки, как ту, что тебе недавно показывала. А за решенные дают шоколадки. А с домашкой как дела? Всегда делаешь? Нормально. Стараюсь. А когда не получается, то почему? Ну не знаю. Чаще всего я не могу сделать лучшую домашку, потому что вмешиваются К и Л (отличники), зазнайки. Что значит вмешиваются? Ну они лучше делают. Поэтому я не могу сделать хоть один раз лучшую домашку, потому что они делают. Они видят, что я хорошо делают домашку или на уроках задания и делают еще лучше. Тут же не важно кто лучше, кто хуже. Делай как у тебя получается. Ну просто мне надоели они. Поэтому я К не приглашу на ДР. К отличница? Да. Ну а что… хотя ладно, приглашу. А что с оценками? У вас есть оценки? Нет. Во втором классе будут. Что думаешь об оценках в школе? Что у меня будут одни двойки. Особенно по литературе или чтению. Почему? Ты ведь тренировалась и читала Потому что я читать не умею. Ну а что будет, если будут двойки? Директор может посмотреть на мои оценки и выгнать меня из школы. А куда ты пойдешь тогда? Ну в ту школу, которая во дворе. Расстроюсь. Самое веселое воспоминание за прошедший школьный год? Ммммм, надо подумать и вспомнить. Я два помню… (рассказывает про ситуации с одноклассниками, кто как над кем шутил и т.п.) А какое самое грустное воспоминание? (Замолчала, задумалась) Самые грустные воспоминания, наверное были в тот день, когда я еще пыталась с М подружиться и когда подружилась, что она меня все время обзывала. А самое-самок плохое когда (перечисляет детей, в том числе своих друзей) ко мне начали приставать,  это было на перемене, обзывать дурой и бестолковой, начали бить, а я была одна, я не сдержалась и выбежала из класса никому не сказав, побежала в туалет и там начала плакать. Ну меня утешили девочки из других классов, отвели меня в класс и пожаловались ТВ. А как ТВ разобралась в этой ситуации? Она их наругала, всех, что они так делали. Зачем? Потом наладились со всеми отношения? Да, с С меня даже посадили. Ты говорила, что нашла новых друзей. Кого пригласишь на свой день рождения? (перечисляет, но только девочки) Из мальчишек пригласила бы кого-нибудь? Только П (друг еще с садика) С классом ты ездила на экскурсии, какие тебе понравились? Фабрика мороженного. Исторический музей мне очень понравился. Там было про то, как раньше жили наши пра-пра…пра и еще кучу раз пра дедушки. Куда бы ты хотела еще отправиться всем классом? Это конечно не будет так… В парк аттракционов! Вспомни моменты, когда ты со своими танцами выступала перед ребятами в школе. Какие ощущения, какие впечатления? Когда я выступала на конкурсе, то мне было даже как-то… я могла ничего не бояться, потому что весь класс за меня болел. Слышалось «Вика! Вика!» все время «Давай вперед!», даже мальчишки. Я меньше боялась. А когда в классе выступала на новый год? Ну так-то всем понравилось, но меня немного расстроило, что все хлопали, даже В.А., только М и С болтали друг с другом и никого не замечали и ни на кого не хлопали. Вот балбесы. Хочешь снова в школу? Ждешь ли начала второго класса? Нет, потому что мне придется больше читать и вряд ли уже так много будут помогать. Нам то хоть ТВ в первом классе помогала. А дальше ну может будет, но она помогает только тем, кто плохо читает. Надо мной и так уже В издевался, что мне ТВ помогает. А уже когда во втором классе мне будет помогать ТВ надо мной весь класс будет смеяться. Я часто по слогам читаю, а у меня уже все уже почти нормально по словам читают. Я стараюсь читать, каждый день читаю. Ну вот почему читать так трудно. И как так получается, что ты читаешь сначала медленно, а потом быстро. И меня может даже еле примут (во второй класс), если я буду с хвостом просто (про прическу). Хоть надо его как-то высоко причесать, потому что я обычно тяп-ляп причесываюсь и себе в резинку собираю хвост или просто хожу с распущенными волосами, потому что у меня резинка слетает. Что скажешь или пожелаешь первоклассникам, которые пойдут в школу только в этом году? Чтобы у них были успехи в домашке, чтобы они все были отличниками, чтобы среди них не был ни хулиганов, ни хулиганок. Чтобы они друг-друга уважали, помогали друг-другу, не били, не обзывали. Чтобы все общались хорошо, мальчики с девочками, мальчики не дрались чтобы. Можно им пожелать, чтобы они не волновались так сильно, что школа не такое уж серьезное и страшное место? Да, можно. И что все равно будет много друзей. А даже если будет один, то будет хороший друг. Вот у меня О один друг и самый лучший. Вернее у меня все друзья, но О самая лучшая.

Напоследок

Зарисовка про интерес к учебе и гаджеты

Пример на тему интереса к учебе и зарисовка о способе взаимодействия с миром нового поколения. Возвращаемся после школы, рассказывает взахлеб, что в классе начали изучать римские цифры. «Мне бы пришлось ждать еще 10 лет!» — хвастается, что по «обычной программе» римские цифры в 11 классе учат (не знаю, с чего так взяла), а они уже сейчас проходят. Дома в блокноте нарисовала римские цифры, чтобы показать их маме. Чтобы себя проверить, все ли верно нарисовала, взяла мой телефон. Своего телефона-планшета пока нет и с гаджетами не много времени проводит, но знает как попасть в Яндекс — в 7 лет это уже закрепленный навык. Открыла «поиск картинок», написала «римские цифры». Поиск выдал картинки с круглыми циферблатами. По ним не удобно проверять, поэтому уточнила поисковый запрос (орфография сохранена): «римские цифры ни часы».

Напоминалка про выбор школы

Заметка себе на будущее. Процессом выбора школы занимался самостоятельно — ходил, разговаривал, узнавал, принимал решения. В ретроспективе понимаю: Вику стоило максимально вовлекать — брать везде с собой, обсуждать происходящее. Это помогло бы ей подготовиться: сформировать более реальные (в т.ч. не такие пугающие, но об этом далее) представления о школе, понять правила и как всё будет устроено, в итоге меньше переживать и волноваться. Пришлось бы ответить на 100500 её вопросов что, как и зачем — ведь всё кардинально отличается от садика! Но это стоит того!