Люди никогда не перестанут питаться, а в кризис фастфуд ещё более актуален: на рестораны косты порежем, но окружающий стресс пойдем «заесть» в фастфуде. Закончил читать «Как заработать на фастфуде» от создателя сети Воккер (Александр Гисак) — только по делу и только лучший опыт для тех, кто задумывается об этом бизнесе. Ниже конспект.
Глава 1. Что есть фастфуд
- Фастфуд это быстрая подача и доставка продукта. Это не обязательно быстрое приготовление (суп фо) и не обязательно вредно (качество — конкретная реализация)
- Фастфуд появился очень давно (когда еще вредных продуктов не было как понятия) — в Риме были «термопллии», места рядом с площадями, где быстро готовили сытные блюда на вынос, аналог наших фудкортов. И в каждой кухне мира есть свои блюда из фастфуда (пирожки на Руси)
- Изначально это еда для бедных (у кого дома нет кухни или вообще нет дома) и странников. Сегодня это уже не так.
- 4 составляющих для успеха фастфуда: подходящий продукт для его аудитории в нужном месте по подходящей цене. Конкретно: идеальный монопродукт (блины — теремок, курица — КФС); проходное место; оптимальная цена; есть аудитория (рядом офисы, метро, посетители ТЦ).
- Фастфуд это всегда спонтанный выбор, специально в фастфуд не поедут (не ресторан). И наиболее практичное (сытно-быстро-не дорого) решение конкретной потребности.
- Фастфуд — вечен: пища в основе потребностей, в кризис потребитель зарежет рестораны, но будет ходить в фастфуд.
- Заточен на быструю оборачиваемость, а не максимизацию среднего чека.
Глава 2. Концепция, идеальный продукт и меню
- Места хватит всем: в РФ 500 Макдональдсов, а в США — 14000. В кризис 2008 года Макдональдс вырос.
- Вкусно. Это бинарная категория в фастфуде. Ресторанный критик детально разложит свое «нравится»; посетитель фастфуда — да или нет. Если «непонятно», считай, что «не нравится». При равной цене рулит качество.
- Сытно. Фастфуд должен решать задачу (замена обеда).
- Быстро. Ориентация на высокую оборачиваемость. Не красть у себя же клиентов. В очереди 5+ за фастфудом не стоят. Долгий фастфуд — невостребованная категория.
- Что дает концепция монопродукта:
- монопродукт по сути (вокруг одного продукта) = оптимизация закупок
- монопродукт по форме (вокруг одного блюда) = упрощение технологии
- четкая связка вас и определенного формата / категории
- Меньше меню не всегда равно меньше выручка. Быстрее обслуживание всегда = больше продаж = больше выручка
- Зависимость: количество блюд в меню прямо пропорционально рабочей площади (для сохранения эффективности процессов), иначе всё…
- …Невкусно (приготовлено заранее)
- …Медленно (много разных трудоемких процессов)
- Люди всегда смотрят на цену! И почти никогда не сопоставляют ее с выходом блюда
- Изменение меню делаются только на основе статистики продаж
- Приоритеты в решени проблем: продукт -> сервис -> упаковка -> коммуникация. А не наоборот: классно упакованный / поданный дерьмовый продукт можно продать только один раз.
- Нужно тестировать конкурентов! Но не копировать их действия слепо: не отвечать акцией на акцию без реальной причины.
- Конкуренции как таковой нет, надо сосредоточиться на борьбе с самим собой. Делать лучше себя и меняться.
Глава 3. Место — Процесс — Технология
- Фуд-корты в ТЦ это супер: гарантированный трафик и к вам обязательно зайдут (естественная ротация). Но ТЦ бывают в свою очередь хорошие и не очень.
- Место — первостепенно (еще раз!)
- Почему Додо-Пиццы нет на фудкортах?
- Meatball Comapny, получившие в 2013 году много лайков и пиара, но это не способствовало выручке: ребята ошиблись с местом и проектированием посадочного пространства
- Нужно ориентироваться на 4 ключевые аудитории, посещаемости только от одной будет не достаточно. У каждой свое время. Случайные гости на пути домой, на работу, на транспортных узлах (в зависимости от структуры, в разное время). Студенты ближайших вузов (будни). Офисные работники (будни в течение дня). Местные жители (будни пр вечерам).
- Как оценить трафик? Карта что есть в 1.5 км доступности. 3-5% трафика можно зацепить. Сравнить с аналогами, купив на каждой кассе по 1 товару, на чеке будет кол-во чеков за день. Средний чек = основное блюдо + напиток + закуска. Оценивать по себе-подобным, а не по МакДональдсу.
- На бесконечном трафике из-за неправильно организованного и технологизированого процесса люди могли продавать не более 300 порций.
- Понимая скорость выдачи можно спрогнозировать выручку. Учесть, что будут пики и спады — скорректировать прогноз по выручке. Покрутить, как сказываются на выручке: параллельные кассы, станции доготовки/сборки.
- Синхронность кухни и раздачи!
- Очередь — плюс, так как люди идут на людей. Но очередь может быть деструктивной: человек на глаз оценивает как быстро движется очередь (и сколько ему ждать). Раз в 30-60 секунд должно быть продвижение
- Очередью можно пытаться управлять. Когда трафик низкий, придерживать выдачу и создавать небольшую конструктивную очередь
Глава 4. Доставка фастфуда: заработок или убыток
- Доставка кажется хорошим вариантом, чтобы дозагрузить точку, но …
- Сперва нужно отладить процессы, научиться успевать обслуживать дневной трафик, в том числе в пики
- Заказы через доставку ведь тоже большей частью будут приходиться на пиковое время и сместить пик по доставке спец.предложениями и скидками не получится
- Доставка не панацея, не спасет если на точке хаос
- Обязательный стресс-тест продукта для доставки: как выглядит и каков на вкус после двух часов транспортировки?
- Проверили на себе, жизнеспособна только децентрализованная доставка с узким радиусом = экономическая выгода + гарантия времени доставки
- Заказывают доставку голодные, для которых скорость важнее качества
- 5 фаз от приема до вручения заказа, понять длительность каждой и просчитать допустимый радиус доставки
Глава 5. Поиск идеальных сотрудников
- Эффективную организацию труда (разделение обязанностей, подготовку к пиковыми нагрузкам, обязанности в тихие часы) нужно продумать самому, на сотрудников не стоит полагаться, чтобы не раздувать штат
- Излишняя доброта и неоправданная щедрость не приносят бонусов в копилку
- Один раз — ошибка, два — совпадение, три — система. Ампутировать, как бы ни было в тот момент тяжело
- Собственникам малого бизнеса очень тяжело дается, но это необходимо: делегировать, взлетать над операционкой
- Разомкнуть круг: не увеличивать кол-во точек (не более 3), пока процессы и качество не отлажено. В Воккере они (4 управляющих партнера-собственника) первым взяли операционного директора, следом менеджера по персоналу!
- Для каждой должности свой срок на оценку эффективности. Линейный персонал можно оценить за 2 недели, генеральный директор может показать свою эффективность в течение года.
- Интересный тест: в комнате, где проходят собеседования, специально оставляют на полу бумажку и смотрят на реакцию кандидата — человек, заточенный на чистоту и сервис, просто не может не поднять ее.
- Одни могут создавать, другие лишь поддерживать. Привыкший жить внутри системы и не участвовавший в ее формировании не сможет воссоздать.
- Необходимое поведение внедряется через большое кол-во повторений. Желаемая модель поведения начинает поддерживается самим коллективом — в будущем новенькие повторяют за старенькими «потому что так принято».
- Не стоит гнаться за звездами и уникальными специалистами. Нужно создавать систему, которая обеспечивает результат и эффективность доступными массово кадрами.
- Сделай дневной план за бонус — не работает, линейному персоналу не понятно как. Важно дать «удочку», с которой можно получить желаемую выручку: повышение среднего чека через алгоритмы продаж, продажа конкретных позиций, через комбо-обеды.
- Работающие стандарты: пишите просто, с картинками и не больше чем на один лист А4.
Глава 6. Стандарты, или как контролировать фастфуд, если у вас уже больше 3 точек
- Три заведения – критическая величина контролируемости одним владельцем
- Важно, чтобы у тебя было выгоднее работать и зарабатывать, нежели воровать и разгильдяйничать. Когда твои планы достигаются и перевыполняются – финансовые ожидания кассиров и поваров должны оправдываться
- Индивидуальный контроль каждого блюда в фастфуде — долго и дорого. Контролируются все исходные составляющие. Фастфуд работает на масштабе, это не тюнинг ателье
- Если нет стандартов технологического процесса и нет возможности индивидуального контроля каждого блюда — контролировать нечего, остается только тушить пожары
- Ошибка полагаться на конкретных сотрудников и держаться за них
- Одних стандартов не достаточно. Добавить: инструменты, с которыми стандарты проще исполнять, чем нарушать (пример: половник сразу на нужный объем, а не на 2/3); постоянные повторения и тренинги
- Три раза за месяц всплывает одна проблема — бесполезно разбираться с сотрудниками, поднимаемся на уровень выше и системно решаем проблему
- Работающие стандарты — просто, с картинками, не больше чем на А4
Глава 7. Как спланировать процесс так, чтобы обслужить максимум человек
- 70% процентов выручки делается за 4-5 часов
- Всегда есть место оптимизации: минимум времени на 1 гостя в пик, мин. кол-во операций на 1 сотрудника, мин. кол-во принимаемых сотрудниками в процессе решений, …
- Чтобы получить максимум, процесс и его элементы должны быть раздроблены на минимальные части. Действия, которые в спокойное время совершает 1 сотрудник, в пик выполняют двое.
- Работа в связках и обратная связь (например, подтверждение поваром заказа от кассира). Каждый случает своего партнера: повар — кассира, заготовщик — повара. Сотрудник не имеет права покидать свою станцию.
- Параллельные процессы: заказ еще принимается, лапша уже готовится
- В пики (стараться) оставлять максимально стандартные заказы и начинки. В спокойное время средний чек можно увеличить дополнительными блюдами.
- Долгий прием заказа (из-за клиента, который думает) — у кассира на автомате скрипты «попробуйте это», «вот наш хит, его часто заказывают»
- Организация пространства: не пересекающиеся потоки движения сотрудников; для выполнения любой операции не более одного шага
Глава 8. Комплекс локального маркетинга или как раскрутиться бесплатно
- Размазанные во времени бесплатные обеды — похищенные у себя деньги. Ограничивать акции вроде 5-ый обед бесплатно по времени действия — клиент должен все 5 съесть у тебя за месяц.
- 5 обедов по цене 4 не равно 5-й обед бесплатно. Гости компанией 5 чел получают 20% скидку.
- Сезонная смена меню — поддержание интереса у лояльной аудитории
- Ивент-маркетинг: хорошо работает участие в городских фестивалях, где представлены разные субкультуры
- Халява или потенциальная халява — двигатель, возможность во много раз увеличить трафик, отвоевать аудиторию, заполнить тихие часы. Но сначала понять бизнес-задача, потом под неё составить мега-предложение
- Хотите быстро продать — устройте распродажу
- Вирусоемкость продукта. Важно создать у гостя ощущение: выглядело на 1000, взяли всего 200
- Хороший продукт в основе всего. Потом уже упаковка и сервис. Плохой продукт купят один раз.
Глава 9. Систематизация опыта и подготовка к франшизе
- Не спешить продавать франшизу. Не покупать / не продавать тем, у кого только одна точка. Как минимум три точки и есть общая надстройка.
- Риск для покупателя: хочет заплатить за опыт, набитые вами шишки и получить менее рисковую защищенную модель входа. Покупатель твоей франшизы всё это получит?
- Для продавца франшизы тоже риски: ущерб своей репутации из-за фокусов партнеров (недаром на МакДональдс не все получают франшизу)
- Франчайзи не должен однажды подумать, что сам все умеет. Технологию нельзя защитить: лого — да, меню — нет
- Зависимость от франчайзи. Плохого сотрудника можно уволить, от партнера так просто не избавиться
- В идеале — поставлять черную коробку (продукт, как Баскин роббинс), об устройстве которого партнер не догадывается. Или минимизировать кол-во частей целого
- Стратегия развития франшизы идет параллельно развитию бизнеса. Упаковывать только то, что работает и делать это самому, заодно лучше разобраться
- Защититься от копирования. Начинать с проверки похожих названий, логотипов. Проверять названия на кириллице и латинице. Регистрировать в начале развития бизнеса, не тянуть с регистрацией в соседних странах
Глава 10. Работа с обратной связью
- Зачастую, давая человеку больше информации, можно существенно смягчить его негативную реакцию
- 96% гостей не жалуются, уходят недовольными и никогда не возвращаются
- Жаловаться любят немногие.
- Реализовали портал обратной связи say.wokker.ru и заметные QR-коды на него
- Людям проще писать, чем звонить
- Отсутствие реакции также плохо, как и неспрошенное мнение
- Реакции: возврат денег, бонус в след.заказ, личное извинение — комбинируются в зависимости от степени тяжести проблемы
- Троллинг в соц.сетях — не отвечать, чтобы не стать оправдывающейся стороной
- Всегда найдется недовольный, он оставит негативный отзыв, который будет делать остальные пятерки достовернее
- Обратная связь о проблемах — ценнейшая информация, позволяет исправить бизнес-процессы, повысить системность — нужно для будущей франшизы
- Нормально, тройбан — зло! Если люди на вас не реагируют и сказать им нечего — повод задуматься
- Процесс: если клиент ставит оценку заведению 3-5 — выскакивает подробная анкета; если ставит оценку 1-2 — только поле для короткого описания проблемы, следом СМС менеджеру точки и 10 минут по регламенту связаться с автором
Глава 11. Эффективная экономика заведения
- 3 ключевые составляющие: себестоимость, ФОТ, аренда. Если сеть, добавляются: центр.офис и производство
- Дешевое оборудование: дороже обслуживание, чаще ремонт, нестабильнее качество
- Низкая себестоимость — вопрос, за счет чего и не повод гордиться
- ФОТ сокращается не низкими ЗП, но оптимальной технологией. Предельно допустимый минимум, который справляется с потоком (чтобы не упустить выручку), с опытом станет четко понятен
- Оптимизация аренды — не подальше и дешевле (клиенты специально в фастфуд не поедут), но максимизация зала и минимизация технологической части
- Чем больше сеть (аудитория), тем больше инерция (задержка реакции аудитории на изменения, например, цен): системные изменения ощутим не скоро. Сэкономим на качестве в моменте, аукнется проблемами со временем — можем не связать причинно-следственно.