Evgeniy Yurevich » Путешествия » Будапешт, ты прекрасен
Уже хорошей традицией стало в марте на несколько дней улетать на прогулку в какой-нибудь новый город. В прошлые годы в этом время мы встречали весну в Берлине и Стамбуле, а сейчас решили махнуть в Будапешт. Не типовой для российского туриста город. Кто без подсказки вспомнит чьей столицей он является? Оказалось, что вниманием Будапешт обделён зря. Оказалось, Будапешт прекрасен!
Наследие австро-венгерской империи на каждом углу в центре.
Широкие проспекты, мало машин:
Дешевые качественные фрукты и овощи. Не дорогая и очень вкусная еда везде, где мы были. Аутентичные аппартаменты в центре за 40 евро в сутки. 1,5 литра воды в магазине по цене 20 рублей. Спасибо, что евро сюда ещё не добрался! Вино в барах по 150 рублей за бокал.
Очень легко и свободно гулялось и дышалось в Будапеште 4 дня. Март — ещё не сезон и народу было совсем не много. Первые 2 дня солнце не могло пробиться сквозь тучи, город утопал в молочной пелене.
На третий день выглянуло солнце, потеплело и стало совсем красиво:
Город дружелюбен для велосипедов. Для местных жителей повсюду пункты проката.
Основные проспекты и дороги, мосты через Дунай и все набережные имеют велодорожки. Перекрёстки оснащаются маленькими светофорами для велосипедистов. Там где велодорожек нет — велосипедисты чувствуют себя полноправными участниками движения.
Везде по городу, возле станций и общественных мест стойки для велопарковки. На крайних станциях метро удобные крытые велопарковки.
Велопрокат для туристов вполне разумный: вот такой велосипед на сутки стоит 4000 фаринтов, что меньше 1000 рублей.
15 марта в Венгрии большой национальный праздник — день Венгерской революции 1848 года и начало движения за независимость от Габсбургов. Большинство горожан украшают лацканы одежды Венгерской кокардой, которые продаётся во всех кафе за 300 форинтов (70 рублей). Некоторые украшают не только себя.
В континентальной Европе первое метро появилось именно в Будапеште. Только Лондонская подземка старше. Самая старая линия метро проходит параллельно проспекту Андраши, ей 119 лет. Станции выглядят так:
Метро на этой ветке мне очень напомнило парижское, вход:
Но в отличие от парижского и метро других Европейских столиц при входе в метро нет турникетов. Бумажные талончики нужно прокомпостировать самому, через несколько метров их проверит служащий. И могу потом проверить уже на самих станциях.
Широкий проспект Андраши. Красные линии — велодорожки. Плюс обратите внимание на размеченную жёлтым зону для остановки велосипедистов на перекрёстке. Мы жили на этом проспекте, поэтому он уже примелькался на фотографиях 🙂
Первый раз увидел выложенные черепицей узоры. Почему нигде больше до этого не додумались? Красота!
Ближе к ночи включается подсветка.
Наследие австро-венгерской империи прекрасно в ночном освещении. Здание парламента с противоположного берега Дуная:
Вид на Королевский дворец с одного из мостов:
В центре всё мило и уютно. Нарядные почтовые ящики:
Рекламу не принято кидать в почтовые ящики. Для этого на дверь подъезда вешают отдельный общий ящик или, как здесь, трубу. Рекламщики реально складывают листовки именно туда.
Телефонный будки не отстают, хотя и не во всех есть телефонный аппарат.
В Будапеште никогда не знаешь на каком углу ты встретишь очередной медный памятник. Знаменитостям, городским персонажам, событиям. Город не скупится и каждый год расставляет новые медные или латунные фигурки:
В Европе всё как всегда: забота об экологии и окружающей среде. В супермаркетах SPAR встретил автомат для утилизации бутылок.
В городе встречаются стоянки для подзарядки электроавтомобилей.
Если по архитектуре явно прослеживается былое величие империи, то в мелочах постоянно встречаются остатки периода участия в социалистическом блоке. Народ ещё ездит на Трабантах, встречаются советские жигули разных моделей.
На благо продолжают трудиться Камазы.
По городу резво носятся Икарусы. Привычные нам автобусы здесь представлены в модификации троллейбуса.
На синей ветке метро, на которую попадаешь добравшись на автобусе из аэропорта, ходят советские вагоны мытищинского завода. В городе на улицах и заведениях ещё встречаются надписи на русском. А все социалистические памятники собрали и увезли за город в отдельный парк Мементо.
Другой национальный символ — паприка. Её не только продают на каждом углу для употребления и как сувениры, но и добавляют во все блюда. Мы даже французский комамбер случайно купили с паприкой.
По городу ездит несколько обычных для Европы обзорных автобусов. Как и везде они двухэтажные. Но здесь я в первый раз увидел обзорный автобус, который не только ездит по улицам города, но и плавает:
Молодежь из других Европейских стран любит Будапешт и приезжает сюда повеселиться. Особенно много встречалось англичан, немцев и французов, англичан. Наверное их тоже привлекает дешевизна. В пятницу и субботу по центральным улицам начинают разъезжать пивные бары на колесах. Посетители крутят педали и пьют пиво, один бедолага управляет:
Окраины Будапешта выглядят как пейзажи некоторых спальных районов Москвы. Облицовка многоэтажек даже по цветам такая же, какой сейчас покрывают многие панельные дома в Москве.
В центре много забытых и покинутых помещений, целых домов. На проспекте Андраши, где вначале расположены магазины самых дорогих марок одежды и аксессуаров после площади Октагон стоят заколоченными целые особняки. Этот дом ещё ничего выглядит, ремонтировать начали, но забыли закончить:
Много помещений продаётся или сдаётся в аренду. Кто-то бросил помещение и не забрал большой куст.
Секретное место — заброшенная торговая галерея 19 века, внутри красивые витражи, пыль и запустение. В самом центре города, вход свободный.
Раньше была красивейшая проходная галерея, роскошные обитые резным деревом витрины для товаров. Сейчас всё покрыто пылью, светится только один магазин у входа, в котором живут сторожа.
По вечерам Еврейский квартал Erzsébetváros наполняет молодежь, блуждающая в угаре между многочисленными заведениями. Уникальное изобретение Будапешта — ruin pub, дословно «паб в руинах». Заброшенный дом снимается за копейки, разукрашивается графити, из досок сколачивается барная стойка, пара пластиковых стульев и столов и паб готов.
Большинство домов имеют двор-колодец, он также становится частью заведения. Натягивается навес от непогоды, но зато можно пить и курить, ведь это же улица. Кажется я уже из таких заведений вырос…
Пара слов о венгерском языке. Где-то прочитал, что он самый сложный из европейских языков. За 4 дня не смог запомнить ни одного слова, так что охотно верю. Зато записал самое длинное в венгерском языке слово: megszentségteleníthetetlenségesked. 44 буквы. Что означает записать забыл 🙂 Изъяснялся везде на английском или жестами и проблем не возникало.
О Будапеште интересно почитать блог Анны Чайковской, которая живёт в Будапеште и водит по нему экскурсии. Она автор путеводителя Афишы по Будапешту, вышедшего в 2014 году.
Напоследок несколько практических советов:
Ну и единственное за всю поездку совместное фото (немки-хохотушки нас поймали, принуждали к фотографированию):