Лиссабон весной

Возобновили традицию в марте на наши праздники выбираться за границу викенд-форматом. Прямым перелетом на 4 дня мартовских праздников в Лиссабон. Давняя мечта, которую наконец удалось осуществить: прочувствовать романтику крайней страны старого света, после которой только океан. Пока дремал в самолете перед взором раскинулся длинный пустынный берег, с которого король Энрике Мореплаватель отправляет последние парусники в неизвестность, с Надеждой на их возвращение с полными пряностями и золотом трюмами, что станут началом расцвета империи. Под грустные мотивы фаду последний парус скрывается за хмурым горизонтом, начинается дождь, наш самолет садится в аэропорту Лиссабона. Из-за временной разницы с Москвой первый день у нас на 3 часа длиннее, не хочется терять ни минуты.

Оглавление

  1. Посмотреть
  2. Поесть
  3. Добраться (транспорт)
  4. Национальные символы
  5. Закупиться
  6. Погода
  7. Заключение
Вид на мост «25 апреля», который как в Сан-Франциско
Вид на мост «25 апреля», который как в Сан-Франциско

Посмотреть

Центр города

На один аккуратный отреставрированный каменный дом рядом четыре, которые в Москве приписали бы к проекту ренновации. Холмистый городской рельеф, по склонам которого трамваи и лифты поднимают туристов в верхние районы. Узкие улочки, где любят порисовать на стенах, но не спешат заниматься их покраской. Смотришь на старый город сверху и видишь только черепичные крыши. Каменный аристократичный центр, плотная застройка, растительности не много.

Замок Святого Георгия (Castelo de S. Jorge)

Одно из мест с парковой зоной. Забрели, сойдя с туристического трамвайного маршрута №28. Сразу после входа укрытая сосновыми кронами площадь и широкий балкон с романтичным видом на старый город и побережье.

Вид на город с замка Святого Георгия

Большая территория, на которой оставила след не одна эпоха. Вековые, а может тысячелетние оливковые деревья. Под самими кронами сосен воседают и кричат настоящие павлины, как ухитрились они туда забраться? Поднялись почти на все стены и башни. Встретили уютную тележечку с портвейном, который разливают по красивым фужерам. Входной билет на взрослого 9 евро, но вид на город и умиротворенность места того стоят, неспешно прогуливаться тут не устанешь пару часов.

Лифт и смотровая площадка Элевадор-ди-Санта-Жушта

Лифт — памятник архитектуры, работающий 1902-го года как транспорт, соединяющий два соседних (верхний и нижний) района, сверху отдельная смотровая площадка. Снизу очередь минут на 20, на взрослого билет на проезд 5 евро с копейками, на смотровую площадку еще 1.5 евро, но всё бесплатно для держателей Lisboa Card. За лифтом в «верхнем» районе Шиаду живописные развалины и действующий собор. Осмотрели фасад, внутрь не заходили.

Сверху панорама на весь старый город, вдали по центру замок Св. Георгия:

Панорама на старый город со смотровой площадки лифта Элевадор-ди-Санта-Жушта

Комплекс «Парк наций»

Выставочный комплекс и жилой район. Пишут, что можно приезжать сюда на целый день, как в Москве на ВДНХ. От вокзала и станции метро Ориенте (Oriente) через торговый центр выход на аллею с флагами всех стран мира. На шесте РФ флаг оборван. По возвращении написал в администрацию письмо с просьбой восстановить флаг, получил ответ.

Из всего разнообразия посетили только Канатную дорогу и Океанариум.

Канатная дорога

Билет на взрослого 5,9 евро, туда-обратно ~ 30 минут. Кабинки сильно раскачиваются на ветру, Ане было сильно страшно и её укачало, мне было страшно чуть-чуть, но я не признался. Вид средний, если времени мало, то лучше отправиться в Океанариум.

Океанариум

Один из самых больших в мире, обязательный для посещения. Вход 18 евро на взрослого, стоять в длинной очереди в кассы не нужно, левее три автомата для покупки билетов и прохода без очереди. Внутри здания по центру главная выставка водоизмещением 5000м3 с акулами, скатами, барракудами и прочим разнообразием. По периметру здания тематические климатические зоны, соответствующие всем океанам мира, и отдельные небольшие инсталляции со специфичными маленькими представителями флоры и фауны. Большие акриловые стекла от пола создают ощущение вида со дна океана. Посетители стоят, сидят и лежат часами. Мы провели внутри 2 часа и уходить не хотелось.

Архитектура в Парке наций

Экстерьер здания океанариума, как и большинства зданий парка наций, моему дилитанскому вкусу не понравился: много бетона и металлоконструкций. В старом городе Лиссабона тоже много обветшалых, но не обедневших от этого вековых зданий, а современные конструкции Парка наций, поизносившись с 2008-го года, выглядят довольно уныло. Встретилось одно здание, жилой дом или офис, интересное оригинальными ставнями, позволяющими формировать всегда уникальный рельеф фасада. А вот вокзал Ориенте: внутри без отделки бетон и развал а ля «черкизон».

Поесть

Ярко запомнились несколько мест. В среднем обед с бокалом вина выходил 35 евро на двоих.

Augusto Lisboa, Rua Santa M.nha 26

Аутентичное кафе для полноценного обеда. Ценник выше среднего, у нас получился 30 евро за обед салат+основное блюдо, фреши и 1 бокал портвейна.

Fabrica da Nata, Praça dos Restauradores, 62-68

Cлавится национальным десертом с заварным кремом Pastéis de Nata, который здесь готовят нон-стоп в открытую и продают дешевле других мест за 1 евро. Прекрасное интерьером и наличием не только десертов, но сытных сендвичей и т.п. Плотный завтрак на двоих с фрешем, кофе, десертами и сендвичами ~15 евро.

Marisqueira M, R. do Norte 100

Ничем не примечательный простой интерьер. Традиционно: аквариум с живыми лобстерами и крабами, которых при тебе достают и готовят. Место нашли через Tripadvisor с возможностью забронировать столик с 40% скидкой на все, кроме напитков и сетов. В пятницу вечером ресторан забит и на входе небольшая очередь, без брони не попали бы. За ужин на двоих с бутылкой белого и без ограничений по блюдам (рыба, миксы из морепродуктов) заплатили с учетом скидки ~80 евро.

Добраться (транспорт)

Трамвай

Это туристический транспорт №1. Интересны не только трамваями, винтажными снаружи и внутри. Маршруты проложены по основным POI старого города. Обвешанные людьми (в основном конечно туристами) трамваи пробираются по узким улочкам, тесня пешеходов по стенкам. Иногда преодолевают действительно высокие сложные перепады высот между кварталами, как например маршрут 51Е, протяженностью 250 метров от метро Restauradores до смотровой площадки Сан Педру де Алкантара (была закрыта на реконструкцию). Преодолевать вверх самому, да еще в дождь не самое большое удовольствие. Самый туристический маршрут — №28.

Метро

Удобно, что метро есть прямо в аэропорту. Одноразовых билетов на метро нет, зато есть аналог нашей тройки: карточка из плотного картона карта со встроенной RFID-меткой. Карта стоит 1 евро, ее удобно заряжать на сутки безлимитным проездом все виды транспорта за ~6 евро. В том числе билет позволяет проехать на лифте Элевадор-ди-Санта-Жушта как на транспорте, но не позволяет подняться на смотровую площадку (это уже достопримечательность). И всегда нужно сохранять билет, так как турникеты не только на вход, но и на выход.

В подземном метро четыре линии. Удобно для всех, что линии имеют не только свой цвет и название, но и символ. Мы побывали на трех. Сами станции все одинаковые, выложены белой небольшой плиткой. По выходным народ бегает из одного края платформы в другой за укороченными поездами (три вагона).

Электрички

От вокзала (и станции метро Orient) ходят электрички до городка Синтры, куда ездили на целый день гулять по прекрасным дворцам, о чем напишу отдельно. Как и в метро, пригородные электрички в основном достаточно старые. Чтобы в старые электрички сделать доступными для колясочников, нашли простое и дешевое решение: на платформе резиновая накладка-пандус для удобного въезда в один из вагонов.

Накладка-пандус для доступа колясочников в вагон

Есть городской велопрокат, но в марте он не работал и я не узнавал, доступен ли он туристам.

Национальные символы

Азулежо (Azulejo)

Плитка. Изразцы. Национальный символ и отличительная черта местной архитектуры. Встречается в огромном количестве орнаментов и цветов, а также целыми «картинами». Как вековые произведения искусства в музеях и на продажу. Народное искусство для украшения фасадов построек и интерьеров. Бренды свои товары пытаются в формате привычных ритмичных узоров изразцов.

Портвейн

В любой непонятной ситуации — пей портвейн. В парках и замках вместо киосков с кофе — киоски с вином и портвейном, на улицах вместно газетных киосков — киоски с вином и портвейном. В кафе в книжном магазине тебе скорее предложат выбрать бутылочку портвейна из холодильничка, нежели кофе. На вокзале, если ты потерялся или нужна помощь — киоск с портвейном слева, выпей, после разберешься.

Пробковая кора

Португалия поставляет миру порядка 50% пробковой коры (еще 30% идет из соседней Испании), пробка (cork) — национальный продукт, её производством (экологическим, безопасным, повторноиспользуемым) горядтся и туристам на каждом углу продают что угодно из пробковой коры (помимо традиционных бутылочных пробок и подложки под паркет). Сумки, кошельки, обувь. Мебель и аксессуары.

Закупиться

Помимо портвейна, пробковых аксессуаров и азуледжио в Португалии, как и в Испании, специальные (сниженные) цены на одежду в Zara, Massimo Dutti и прочих магазинах испанского холдинга Inditex. На это все получив tax free, получается экономия почти в два раза.

El Ganso, Rua Nova do Almada, 79

Местных бренд одежды: яркая, отдает ностальгией 50-х, нет онлайн доставки в РФ. В центре города несколько магазинов.

Livraria Bertrand, Rua Garrett, 73-75

Книжный магазин, крупнейшей в Португалии и старейшей в мире по работе без перерывов — c 1732. Рядом с метро Chiado. Магазин на первом этаже, отделы соединены длинной арочной галереей, в конце которой небольшой кафе. Уютно можно разместиться и за бокальчиком портвейна полистать любую книжку.

Погода в Лиссабоне

Всегда ли так не знаю, но за четыре дня погода постоянно менялась кардинальным образом, от сурового сильнейшего ливня до безоблачных солнечных моментов, туда и обратно за полчаса.

У всех есть зонтики, а нас спасали дождевики. В редком заведении не встретишь при входе специальной корзины для зонтов. Уличные автоматы защищают чехлами от дождя. Туристические такси в миг опускают пластиковые защитные покрывала при необходимости.

Заключение

За четыре дня было много дождя, сладких десертов и по холмам километров. Хорошо, что были дождевики и не было ограничений на сладкое. Поднимались на смотровые и крыши, спускались к заливу и пробовали, что океан послал, в уютных рыбных ресторанах, где ракушке негде было упасть.

Лиссабон оказался не вылизанным, современным и опрятным офисным клерком, но потрепанный столетиями имперской истории и обветренный ветрами бродяга, немного на весле с самого утра, уютный и неторопливый. Тебя везде окружают узоры национальной азуледжио и разрисованные улицы, мокнешь под дождем, вдыхаешь запах сырости и океана, волосы лохматит ветер. Спешки нет. Пробираясь по узким улочкам мимо ветхих аристократичных домов, везде тебе рады и везде вместо «кофе с собой» тебя с радостью угостят крепким вином.

Ещё раз вид на мост 25 апреля и реку Тежу

Один чудесный день мы целиком провели за городом в окрестностях Синтры, на Лиссабон осталось три дня, за которые многое не успели охватить. Мест и дел осталось ещё ни на один приезд:

Места, где побывали, в формате KMZ — точки для импорта в maps.me или другую картографию.