Жоховский класс, открытый урок по математике

Позади три месяца обучения в школе в жоховском классе. Я на открытом уроке по математике, мои впечатления и выводы.
Открытый урок проходил в начале декабря, за вычетом каникул дети проучились в школе ровно три месяца. В классе 33 ребёнка. Много для одного учителя обычного класса. Тем более для жоховского, где у детей сильно больше свободы. Но в нашей обычной государственной школе жоховский класс один, а желающих много.

С нетерпением жду начала урока, ведь математика — конек В.И.Жохова, автора методики. Система обещает (см. пункт «Родителям и ученикам»), что дети в конце первого класса будут свободно применять таблицу умножения, но не вызубрив её наизусть, а понимая как систему. То есть несколько лет программы обычной школы осваивается за первый год учёбы в жоховском классе. Но объём и скорость усвоения материала не самоцель, акцент на развитии личности и потенциала, сохранении здоровья (за счет сохранения объёмов двигательной активности). См. абзац «Результаты обучения».

zhohov

Открытый урок математики Жоховского класса

Начинается урок. Вводная часть: сперва на проекторе сменяют друг друга красивые картинки-фотообои на тему природы и окружающего мира: сегодня Антарктида, обитатели океана, природа. Каждый урок начинается с такой тематической истории. Учитель задает детям вопросы, кто хочет отвечает и участвует. Хотят многие — получается хором, но в балаган не превращается: детям интересно, а учитель (имя отчество изменено, Валентина Петровна, далее —В.П.) управляет процессом. Напомнило публичные выступления и презентации, где хороший спикер не заставляет аудиторию молча слушать и терпеть с вопросами до конца «презентации», но постоянно взаимодействует с аудиторией, вовлекая и поддерживая интерес к предмету. Первое впечатление от урока положительное: живое, интересное обеим сторонам общение. Непосредственно с математикой картинки не связаны, занимает показ-рассказ минут 5, а затем происходит быстрый переход к математике.

Предметная часть урока. Тренируются применять полученные ранее знания: решают примеры на сложение и вычитание с двух и трехзначными числами. В.П. говорит громко, материал дает быстро. Напоминает детям состав числа (единицы, десятки, сотни), чертя мелом на доске и быстро проговаривая. «Все вспомнили — молодцы», сразу дальше. Скорость общения субъективно показалась в 1.5 раз выше обычной разговорной речи. Не уверен, что все дети могут за ней поспеть. Предметная часть урока включала 3 вида активности:

  • Работа всем классом с учительским контролем. В.П. выводит на проектор крупными цифрами пример, дети решают, ответ записывают маркерами на таблички. Кто готов — поднимает табличку вверх. На табличках пишут — кто во что горазд: крупно, мелко, только ответ, кто-то весь процесс счёта отразит, кто-то ещё дорисует «смайлик» или соседа по парте. Правил к оформлению нет, главное посчитать. Явной оценки каждому нет, В.П. на весь класс громко комментирует: «все молодцы, дальше» или «Тимур, отлично!» или «Кирилл, не правильно» или «Вика, поторопись». Некоторые детки списывают с уже поднятых табличек. Например, по Вике видно, что подсматривает. Она хорошо считает, но не так быстро, как некоторые. Возможность подсмотреть ответ на поднятой табличке перетягивает внимание.
  • Работа всем классом с контролем экспертами. В.П. с каждого ряда назначает двух «экспертов» и раздает им цветные клейкие бумажки. Она выводит пример на проектор, дети решают самостоятельно и записывают ответ у себя на табличке, а эксперты ходят по своему ряду, проверяют и раздают бумажки. Цвета бумажек трёх видов: всё верно (N баллов); есть какие-то недочёты (N/2 баллов); есть ошибки — старайся лучше (0 баллов). В.П. модерирует процесс с учительского места, к рядам не подходит и не проверяет. Эксперты немного «подтормаживают» — не ко всем успевают подойти или забывают дать бумажку. Но в целом дети коллективно справляются со всем сами: подзывают застрявших у других парт экспертов, отстаивают получение цветных бумажек, ведут подсчет своих баллов. Все активно участвуют!
  • Самостоятельная работа. В.П. раздает листки А5 с несколькими заданиями, нужно подписать свое имя и решить примеры. На самостоятельную отведено примерно 7 минут, когда они истекают — по команде В.П. дети останавливаются, откладывают листы, урок идет дальше.

Далее В.П. начинает новую тему, про отрезки и измерение длин. Но почти сразу положенные в первом классе 35 минут заканчиваются и дети убегают на перемену. В процессе урока: кто сделал задание, расправляет плечи и суставы, закидывая руки назад за спинку стула — упражнение «крылышки». А еще прерывались на короткую гимнастику. Насколько знаю, все эти элементы прописаны в методических материалах от Жохова, являются её неотъемлемой частью. Материалы передаются только аккредитованным учителям и не публикуемых в открытый доступ.

Заработанные ребёнком за задания баллы должны прибавиться на его личный «счет». Баллы копятся и за домашние задания, и за работу в классе. Предполагается общий стенд с визуализацией результатов каждого ученика, но в нашем классе такого стенда нет. Вместо стенда у каждого есть папка с выполненными заданиями, итоговый результат ребёнка записывается и доступен там. В.П. сама решила не спешить с общим стендом: «чтобы дети не дразнили и не обижали друг друга». Судя по общению с родителями, отношение детей к баллам у всех разное: кто-то о них вообще не думает и не переживает (Вика из таких, ей не важно сколько у неё их есть, забывает сдавать домашки и не видит в этом проблемы), а кто-то следит и переживает, мало или много у него и будут ли его ругать.

Первые впечатления

Через пару недель отвечая на мои вопросы В.П. мне скажет, что  открытым уроком не довольна: дети были скованные и зажатые. На обычных уроках (без родителей) по её словам дети ведут себя гораздо свободнее и активнее. В это легко верится, ведь нет строгих правил сидеть ровно и тихо и учитель должен следить лишь за тем, чтобы дети не мешали своим поведением другим. А лично мне и открытый урок показался достаточно живым и не скучным.

Уровень детей в классе очень разный. Есть два мальчика молниеносно и без бумаги складывающие круглые трехзначные числа (140 + 210) или не круглые двузначные (34 + 67). Есть пара тех, кто почти никогда не поднимал таблички (возможно просто не успевают, все действительно очень быстро происходит). Остальные — большинство — похоже на одном уровне (скорость, верные ответы). Сейчас, спустя всего 3 месяца, все дети оперируют трехзначными числами — складывают и вычитают. Используют «лайфхаки» для быстрого счета (например: 18 + 18 это 20 и 8+8 или «сложение двойками»), а также подбираются к таблице умножения через таблицу сложения. Примеры заданий, которые задают на дом, включают работу с часами и геометрическими фигурами в трехмерном и двумерном пространстве.

Предыстория, рассказанная в конце

Отдать дочку в Жоховский класс решились не сразу. Первоначальный восторг от знакомства с методикой по материалам на официальном сайте сменился настороженными сомнениями, после чтения независимых (?) статей c противоречивыми отзывами (на Village или тут). Против также играла удаленность школы с жоховским классом от дома. В запасе был год, идею обучения в жоховском классе убрали на чердак. Начали ходить на подготовительные в хорошую гимназию рядом с домом. Не пошло: материал проходили скучно и тот же, что штатно разбирали с детьми воспитатели в садике. Восторг от впечатлений с первых занятий и новых знакомств у дочки очень быстро сменился унынием, скукой, нежеланием ходить на подготовительные. Английский — на русском «дети это буква Эй», через пару занятий дойдут до «Би» — на контрасте с «клубными» детскими курсами в English First забил осиновый кол в грудь энергетического вампира подготовительных к обычной школьной программе. Через 2 месяца перестали ходить и до лета расслабились.

С приближением 1 сентября 2018 вопрос выбора школы тревожил всё более. Было страшно ошибиться. Пусть выбор школы и не финальное решение на все 10 лет, но до сих пора кажется, что первое впечатление настолько важное, что переломить его может быть потом и не удастся, пойди с самого начала не так. Хотелось оптимального сочетания личностных качеств наставника (первая учительница) — программы обучения (подходы, правила, инструменты) — инфраструктуры (транспортная доступность, интерьер и оснащение здания школы и класса).

Вернуться к идее обучения в жоховском классе школы соседнего района — случайное стечение обстоятельств: — узнал и пришел на собрание для родителей будущих первоклассников, где выступал куратор от Жохова. Встретил родителей друзей дочки из группы в садике. Включилось чувство стаи: вместе будет не так страшно, что нам родителям, что подружившимся детям. Ещё удалось задать тревоживший вопрос. Предположительно, после окончания средней школы «жоховцам» сложно вписаться в правила и регламенты обычной школы, а учителя средних классов «за голову хватаются от детей, которые за словом в карман не лезут». Привожу здесь суть полученного ответа:

  • Во-первых, дети переходят вместе и сплотившийся дружный коллектив сохраняется.
  • Во-вторых, самостоятельность и активность «жоховцев», это проблема не самих детей, но школы. И школа обещает в этом направлении работать: подбирать педагогов, которые готовы работать с такими детьми, будут постепенно знакомиться с ними еще в младших классах, а после будут давать  программу с учетом их уровня знаний.

Среди критики в интернете встречал, что «роль учителя сводится к показу слайдов» и «Жохов требует, чтобы у преподавателя не было педагогического образования или при его наличии – отсутствовал опыт работы с детьми». С критикой не согласен:

  • В.П. в нашей школе работает уже несколько десятков лет, то есть традиционный опыт большой и это не помешало ей быть одобренной Жоховым и взять первый для себя класс (наш), который она ведет по Жоховской методике.
  • На примере открытого урока увидел, что роль учителя и нагрузка на него очень велики. Учитель не может быть авторитарным лидером, командовать и требовать слепого подчинения. Нужно общаться, объяснять, договариваться. Нужно активно взаимодействовать, вовлекать всех в процесс и управлять им. Но в конечном счёте выбор стиля управления всё равно за конкретным учителем. И В.П. свой авторитет сохраняет и при необходимости может командным голосом навести порядок в классе. Роль первого учителя как наставника никуда не исчезает. В.П. говорит, что ей тяжелее, чем раньше, и я отлично понимаю почему.

Резюмируя

В процесс урока абсолютно все дети вовлечены! Кто больше, кто меньше, но за бортом никто не остается. Похоже, большинству детей на уроке интересно. Нет тишины и опущенных голов, над которыми одиноко вещающий или вопрошающий голос учителя. Вообще нет такого, чтобы долго был слышен только один голос. Кажется, абсолютно все уже неплохо освоили арифметический счёт. Чего в конце-концов я хотел, отдавая дочку в Жоховский класс? Чтобы ребёнок ходил в школу с радостью и не приходилось вести дискуссии «зачем ходить в школу». Чтобы не погасли глаза, не иссяк живой интерес ко всему новому. Чтобы школа была приключением, а не пыткой. Прошло всего 3 месяца или две четверти, пока полёт хороший!