О чём я говорю, когда говорю о беге. Харуки Мураками

Никогда не занимался бегом, а в школе и институте бег как и все занятия физкультурой не любил. Единственное приятное воспоминание о беге — военные сборы, как ни странно. Ежеутренние ранние кроссы на несколько километров за месяц удалось преобразовать в сознании из физической и моральной пытки в состояние, погружающе меня в гармонию с собой и окружающей природой. Недавно начал задумываться не начать ли бегать этой весной и неожиданно встретил книгу «О чем я говорю, когда говорю о беге», в которой Харуки Мураками пишет не только о беге.

В очередной раз убедился, что составлять план чтения не стоит. В моём случае эффективнее определить области своих интересов и пополнять как копилку списки книг и источников знаний по этим областям. А если что-то неожиданно интересное встретилось, прочитать сразу, не откладывая в долгий ящик.

В этом году спорт и здоровый образ жизни наконец перешли из абстрактного интереса, который долго пылился на полке «было бы здорово этим заняться», в структурированную деятельность, на которую я мотивирован и которую я всё органичнее вплетаю в повседневную жизнь. Произошли эти небольшие, но возможно очень значимые изменения, как всегда случайно и ничуть не запланировано: в конце декабря 2014 я сходил на Московский двухдневный семинар Академии Голтиса. И понеслось.

О чем я говорю, когда говорю о беге. Харуки Мураками

Приближается весна, а там и лето. Всё чаще задумывался не начать ли бегать. Детский сад, в которую отвожу дочку по утрам, находится рядом с Сокольниками и с прекрасными Путяевскими прудами в северной части парка. Бегать утром по территории которых должно быть сплошное удовольствие. Хотел почитать книги о беге из подборки издательства «МИФ». Но тут на удачу прочитал в блоге Петра Диденко о книге Харуки Мураками «О чем я говорю, когда говорю о беге». Не раздумывая и не откладывая в долгий ящик прочитал её за несколько вечеров на неделе и спешу поделиться впечатлением.

Книга представляет из себя набор записей формата дневника или кратких эссе, в которых автор рассуждает одновременно и о беге, и о казалось бы совсем не связанных с ним вещах: о творчестве, об образовании, о счастье, о качестве жизни.

Мураками делится воспоминаниями, что сподвигло его заняться бегом и что, помимо физической силы и выносливости, регулярные занятия бегом на протяжении 30 лет дали ему как писателю и творческому человеку. Удивительно, что Мураками начал бегать и писать практически одновременно и оба занятия открыл достаточно поздно — после 30 лет. При этом на протяжении более чем 25 лет участвовал в ежегодных марафонах, принимал однажды участие в ультрамарафоне на 100 км на сервере Японии и вообще он оказывается триатлет.

Книжка небольшая — 67 страниц (правда достаточно мелким шрифтом), но она однозначно заинтересует не только тех, кто увлекается бегом или (как я) только собирается им заняться. Книга — наглядная иллюстрация подходов к развитию силы воли и выносливости, сборник советов для творческого человека и каждого, кто хочет повысить качество своей жизни. Чтение меня захватило целиком, как 10 лет назад художественные повести Мураками. (Которые захотелось перечитать, так что они совершенно без очереди влезли в перечень художественных книг для прочтения).

Как Мураками сам пишет в аннотации, книга ни в коем случае не о секретах здорового образа жизни. Это набор его личных впечатлений и размышлений о достижении целей, получении удовольствия от процесса их достижения, о том, как развиваться и становиться тем, кем мы хотим стать в наших мечтах. И всё это на фоне и на примере регулярных занятий бегом.

В январе я перечитывал «Поток» М.Чиксентмихайи и описание бега Мураками свидетельствуют о том, что с помощью бега невероятно просто достигнуть состояния потока, а регулярные занятия бегом как и любой потоковой деятельностью помогают лучше разобраться в себе и упорядочить свою жизнь.

Таким образом книга «О чем я говорю, когда говорю о беге» Харуки Мураками попала ко мне очень вовремя и доставила неподдельное удовольствие. Чудесным образом складывается в голове понимание, что двигаюсь в правильном направлении, переопределив в начале года свои приоритеты и взявшись достаточно серьезно за своё физическое развитие.

Хорошего чтения! Ниже некоторые цитаты из книги.
Харуки Мураками О чем я говорю когда говорю о беге

О беге:

  • «Для меня гораздо важнее знать, что сегодня я пусть не на много, а все-таки превзошел себя вчерашнего. Ведь если в беге на длинные дистанции мы кого-то и должны победить, так это прежних самих себя».
  • «Самое главное — это не скорость и не расстояние. Самое главное — постоянство: бегать ежедневно, без перерывов и выходных».
  • «Я никогда не отличался атлетическим сложением и хорошей координацией, поэтому не был силен в тех видах спорта, где счет идет на секунды. А вот бег на длинные дистанции и плавание мне очень даже подходили. И я это отлично понимал. Так что бег вошел в мою жизнь органично — я не почувствовал даже тени дискомфорта».
  • «Над бегунами часто посмеиваются, мол, эти на многое готовы, лишь бы жить подольше, но я думаю, что большинство людей бегают вовсе не поэтому. Им важно не продлить свою жизнь, а улучшить ее качество».
  • «Финиш, конец гонки — эти понятия утратили привычный смысл. Они стали просто какими-то малозначащими вешками. Это как жизнь — она обладает смыслом вовсе не потому, что когда-то заканчивается».

О приоритетах: «Но я вот считаю, что взрослому человеку (молодежь не в счет) очень важно определить для себя жизненные приоритеты. В жизни должен быть распорядок, согласно которому вы расходуете время и энергию. Если, достигнув определенного возраста, вы все еще не выработали такого распорядка, то очень скоро ваша жизнь потеряет четкость и контрастность».

Об образовании: «Одному подходит марафон, другому гольф, третьему — азартные игры. Когда вижу, как школьников — всех до единого — выгоняют на стадион, у меня сердце разрывается. Заставлять бегать тех, кто этого не любит или попросту не годится для бега,— бессмысленная пытка. Я бы давно уже посоветовал учителям физкультуры с этим завязывать, но, боюсь, они меня не послушают. Так уж устроена школа. Самая важная вещь, которую мы там узнаем, заключается в том, что все самое важное мы узнаем не там».