Тверская область: байдарочный поход по реке Молога

С момента последнего байдарочного похода прошло 3 года. В этот раз к нашей команде присоединилось несколько новых человек, для которых это был первый опыт. Сложного ничего не планировали, отталкивались от маршрутов по известным для байдарочников речкам. Выбрали реку Молога, по которой мой папа с БГ ходили лет 30 назад.

Получилось так:

  • Байдарочный поход по реке Моло́га (ударение на второй слог), левому притоку Волги, впадающей сейчас в Рыбинское водохранилище
  • Начало маршрута в г.Бежецк (Тверская область), окончание в г. Пестово (Новгородская область)
  • 223 км, 8 ходовых дней по плану, 7 по факту
  • 9 человек на 4 байдарках (трехместный Таймень и двухместные Нева, Вуокса-2, ветеран RZ-85)

Хронология:

День 0. Заканчиваем сборы. Дорога до реки Молога из Москвы.

Пакуем вещи. Днём заезжает на Газели Николай, мы грузим к нему байдарки, в чехлы от которых уместили палатки, спальники, коврики. Николай со всем этим снаряжением будет ждать нас завтра рано утром в Бежецке, куда мы приезжаем на поезде. Поезда у нас два: напрямую до Бежецка от Москвы не добраться, поэтому сначала мы едем вечером от Ярославского вокзала на экспрессе до Ярославля, а далее ждём проходящего поезда Самара — Санкт-Петербург, который рано утром остановится в Бежецке.

Нас 9 человек: я, мой брат и его друзья (Паша и Лёша), мой папа и его друзья по институту и работе (Геннадий Васильевич и Борис Георгиевич с семьёй — Натальей Юрьевной и сыном Гошей). Благодаря Николаю, который обеспечивает трасфер байдарок, рюкзаки у всех достаточно лёгкие, мы с комфортом размещаемся в сидячем Ярославском экспрессе, кушаем домашнюю пиццу и какие-то овощи, которые взяли в дорогу. Ожидание в Ярославле часть команды скрашивает походом в кафе, где пьют пиво и обсуждают маршрут. Самая молодая часть команды гуляет вокруг вокзала.

Река Молога, байдарки у стоянки

В начале первого садимся в проходящий поезд. Оказывается у нас билеты в СВ! Для меня и для многих это равно как сюрприз, так и первая в жизни поездка в СВ. Поезд старый и поэтому сильного впечатления от СВ нет, но зато сильное впечатление от нас у проводника, который сначала не понимает, что куча странно одетых людей с большими рюкзаками забыла в СВ вагоне и почему они сходят с поезда в 5 утра на той остановке, где «никто никогда не выходит».

НЮ с Гошей пьют чай и ложатся спать, молодежь у себя играет в карты. У БГ начинается день рождения. Приобретаем у проводника по банке тёплого пива, поздравляем БГ, доедаем домашние овощи, вспоминаем прошлые походы, во втором часу ложимся спать.

День 1. Бежецк. Плотина. Непроходимое озеро. Обед на воде. Ура, ночуем на берегу.

Рано утром в 5 часов вылезаем из поезда в Бежецке. Николай уже на месте, встречает нас. Менее километра пройти до моста. Около 4 часов уходит на сборку 4 байдарок, последний раз их собирали 3 года назад + 1 новая для нас «Нева», которую мы взяли на прокат. Ещё 2 часа перекусываем, разбираем вещи по рюкзакам и гермам и загружаем вещи в байдарки. Отчаливаем в 12. Сперва недолго идём по реке Остречина, правому притоку Мологи.

Через короткое время натыкаемся на завал реки бетонными плитами. Разгружаем и переносим байдарки и единственную в нашей мужской компании женщину по илистому берегу. На берегу двое местных удивлённо рассказывают кому-то он нас по телефону и говорят нам, что это была плотина, а ещё, что «речка дальше совсем заросла, вам там не пройти». Мы не очень обращаем на них внимание.

Берега реки в этой части низкие, луговые, выход на берег заболочен и сильно затруднён из-за зарослей травы. По ощущениям идём километров 15 по реке. Хотим не доходя до озера встать то ли на ночь, то ли на обед, но не удаётся найти ни одного места, где можно было бы хотя бы выйти на берег. Река незаметно для нас впадает в озеро Верестово. Только карта подсказывает нам, что перед нами озеро, самим догадаться сложно. Озеро неглубокое, сильно заросшее травой и водорослями, чёткой береговой линии не имеет. Если встать в байдарке то куда глаза глядят видно только заросли травы. Делать нечего, решаем обедать после озера, начинаем ломиться вперёд, ориентируясь по компасу.

Ломимся долго и медленно. Это не озеро, это разлившееся «болото», заросшее травой и кувшинками. Через 2 часа на прогалине стыкуем байдарки бортами, отдыхаем и перекусываем на воде.

Озеро Верстово, через которое протекает река Молога

Ломимся дальше долго и безуспешно. Судя по планшету прошли больше половины озера. Справа в километре от нас видим стоящий на берегу старый деревянный дом. Ещё совсем далеко виднеется водонапорная вышка. Начинаем огибать слева какой-то островок суши и после него вконец застреваем. Время — девятый час, темнеет поздно, но ночь не за горами. Возвращаемся, идём направо, стараясь выйти напрямик к деревьям, которые с воды выглядят ближе всего к нам. Через какое-то время попадаем на мелкую прогалину, расчищенную от травы, к которой подходит просёлочная дорога, в иле грустно спят штук 6 деревенских лодок. Дом, который видели ранее, стоит метрах в 500 от выхода на берег, сейчас видно, что он заброшен. Судя по карте это д. Узмень, за ней достаточно большая д. Стогово. Уже около 21, солнце садится, решаем встать на ночлег. Готовим ужин, БГ достаёт маленькую бутылку шампанского, ещё раз поздравляем его, ложимся спать.

День 2. Плутаем в протоках. Поход в деревню. Поиск транспорта. Разбираем байдарки.

С вечера хотели встать не сильно поздно, часов в 8, но лично я просыпаюсь только около 9. После завтрака экипаж на пустой байдарке отправляется на разведку. Некоторые участники похода в таком походе первый раз, команда ещё не слаженная, так что отплываем только в 11:30. Все вместе идём сразу направо, чтобы держаться вдоль «берега». Через 30 минут возвращаемся к месту стоянки, от него возвращаемся ещё метров 300, идём в широкую протоку, которую приметили вчера под вечер. По началу протока хорошая, шириной метров 6, глубокая и с заметным течением. Постепенно протока всё сужается, пока совсем не исчезает. Байдарки расходятся в разные стороны пытаться найти проход. Ещё где-то час боремся с камышами и травой, возвращаемся к месту ночной стоянки не соло нахлебавшись. Часть народу отправляется в деревню искать транспорт, чтобы нас перевезли через заросли вперёд. Если не удастся найти транспорт один из возможных вариантов — на себе всё перетащить примерно километров 7 по просёлочной дороге до д. Шалиха.

Деревня Стогово начинается со странного кладбища, которое почему-то разбито не на ровном месте, но на холме, который со всех сторон и до вершины облеплен могилами и крестами. Деревня имеет одну широкую улицу, вдоль которой тянутся большие деревянные дома. В самом начале улицы знакомимся с пожилой четой, которая косит траву. Нам дают напиться из колодца и дарят 5 литровую бутыль, в которую мы набираем воды из настоящего колодца с ведром. Дед рассказывает, у кого в деревне на ходу трактор. Помимо трактора нам конечно нужна ещё большая телега, в которую мы сможем сложить байдарки. Бабушка рассказывает, что раньше деревня была большая, домов на 120, а сейчас осталась только половина, да и то, много заброшенных. Это мы видим сами, пока идём дальше по деревне. Тракторов в Стогово всего два: один уехал на сенокос, хозяин второго трактора занят и сейчас уезжает сам. Жена тракториста говорит, что никогда это озером не было, а всегда было речкой, да и то заросшей и купаться они бегали только в 2-3 протоки. А сейчас «до сих пор байдарочники идут по старому маршруту, застревают, и муж почти каждый год кого-то вывозит». Рядом сидящий муж качает головой: он должен уехать, возможно только часов в 9 вечера вернётся и сможет нам помочь. У него есть телега в 2/3 длины байдарок, однако вчера он в ней возил навоз.

2014-mologa-river-171-1-312

Выходим на шоссе, на другой стороне д.Потёсы. В ней трактористов больше, но нам всё равно не везёт: кто на сенокосе, у кого трактор сломан, кто в запое. Один из трактористов, который со сломанным трактором и от этого в запое, бьёт себя в грудь с наколками, уверяя, что по озеру пройти можно, держаться нужно левее и от широкой протоки, по которой мы ходили, надо так же брать левее. В итоге транспорта не находим и опять разделяемся: БГ и ГВ идут по просёлочной дороге до д.Шалиха, чтобы посмотреть далеко ли идти и сможем ли мы донести туда вещи и байдарки на себе. Остальные, в том числе я, возвращаются в лагерь, на обратном пути рвём листья разросшихся кустов чёрной смородины возле одного из заброшенных домов.

Лагерь на берегу, где кроме высокой травы ни одного деревца, нещадно жарит солнце, и ждущая команда умирает от жары и насекомых. Сооружаем на подручных палках и тенте некое подобие навеса. Обедаем в тени, многих разморило и они засыпают. Вскоре мы с братом отплываем, чтобы на пустой байдарке попробовать по совету запойного тракториста пройти по озеру как можно левее. Из нашей попытки ничего особо не получается: мы не сильно продвигаемся дальше утра, да к тому же мы близки к тому, чтобы заблудиться среди одинаковой травы и прогалин, потому что нет никакого ориентира откуда мы начали врубаться с протоки в заросли. Я большую часть времени по колено в иле и грязи таскаю байдарку, пока, наконец, не возвращаемся к протоке, с которой начали. Обратно к лагерю причаливаем как раз в тот момент, когда подъезжает белая грузовая газель.

Это БГ и ГВ и наш билет на свободу: решаем, что вечером надо разобрать байдарки и утром водитель газели увезёт нас в Максатиху, которая больше чем в одном дне пути по реке от выхода из озера. Газель уезжает. Лагерь испытывает смешанные чувства: грусть от того, что опять придётся пройти процедуру разбора-сбора байдарок; радость, что близки к завершению скитания среди ила и озерной травы. Заново ставим палатки, разбираем байдарки. На Ниве приезжает посмотреть на нас ещё один из местных. То ли посмотреть, то ли за лодку свою волнуется, которая в илистой грязи прочно сидит здесь с начала лета. Настроен он впрочем миролюбиво; рассказывает, что когда работал колхоз, тогда берега каждый год выкашивались и «озеро было нормальное». Варим ужин. Приезжает тракторист с телегой, с которым разговаривали днём. Объясняем ему, что уже нашли другой вариант, БГ дарит ему бутылку коньяка, которую тракторист поначалу отказывается брать, затем всё же берёт и уезжает. Ложимся пораньше. Завтра за нами приедут к 9.

День 3. Мы на воде! Поход в магазин. Заброшенная церковь. Ранняя стоянка. Купание. Цапля на дереве.

Просыпаемся в 6:30, быстрый завтрак и сборы, ровно в 9 приезжает газель. К началу 10-го вещи и байдарки загружены в кузов, закрываем задние двери. В момент обсуждения маршрута возникает конфуз: водитель в Максатиху ехать отказывается — у него не всё в порядке с документами, да ещё 7 человек будет в грузовом кузове. Вчера он не расслышал куда нам, но по факту отвезти нас может только на север по шоссе к деревне Чижово, где протекает река Осень, приток Мологи. Выбора у нас особо нет, да и байдарки уже разобраны. БГ и НЮ залезают в кабину, все остальные в кузов, боковая дверь захлопывается и в полутьме, шутя и трясясь на вещах, мы едем вперёд с надеждой на нормальную речку.

2014-mologa-river-171-1-306

30 минут по ухабистому шоссе и мы выгружаемся в районе моста через Осень, который между д.Чижово и д.Переузь. В это раз все 4 байдарки удаётся собрать за 2 часа. Довольные своей сноровкой мы купаемся, прыгаем в воду с рук, шумим и похоже не сильно нравимся рыбакам, которые с берегов пытаются что-то поймать. Погода жаркая, как замечательно смыть с себя переживания двух прошедших дней. Загружаем байдарки и второй раз начинаем маршрут.

Течение хорошее, примерно за 2 часа доходим до д.Еськи, где Осень впадает в Мологу. Еськи — большая деревня, решаем набрать колодезной воды и, возможно, попасть в магазин. Эта возможность поначалу вызывает сомнения, потому что сегодня воскресенье. Но именно с магазином нам везёт — он вопреки расписанию открыт, мы покупаем питьевой воды, газировки, по банке пива и ещё каких-то сладостей. Странно, но на прилавке дорогие и очень плохого вида огурцы и помидоры. Магазин расположен рядом с большой церковью, раньше красивой и знатной: пять куполов, один большой центральный, четыре маленькие по углам, высокая колокольня. Сейчас церковь в удручающем состоянии, хотя сквозь заколоченные или зарешёченные окна видно, что какие-то ремонтные работы внутри начинались. Об этом говорят и новые информационные таблички, на которых имена жителей и организаций, которые пытались спасти церковь в 2009-2010 годах. У распахнутых дверей в колокольню пасётся лошадь. Похоже, это привычное для неё пастбище. Церковь, тем не менее, по-прежнему центр деревни: рядом с ней магазин, большой колодец (правда, без ведра), остановка автобуса, местный клуб.

2014-mologa-river-172-2-252
Вот такое пастбище

Возвращаемся к лодкам, выходим на речку. Река мелкая, мимо нас по реке проезжает такси: что-то вроде трактора на одинаково больших колёсах, с жёлтыми шашечками на крыше, видимо возит дачников и местных через речку. Примерно через 1,5 часа в 17:30 замечаем хорошее место на относительно высоком левом берегу реки. Неплохой протоптанный зигзагом подъём наверх, ровная площадка, решаем остановиться. Рядом поросшая травой колея. Рыбаки по ней ездят, но не часто. Судя по карте, такого рода дорога тянется по левому берегу до самой Максатихи. Предполагаем, что встали напротив небольшого озера Кибердово, что на правом берегу реки. Сейчас, по записанным одним из фотоаппаратов координатам ясно, что мы стояли за 2 км до него, погрешность небольшая.

Река в месте нашей стоянки имеет заметную сильную быстрину, вечером в ней дружно с охотой купаемся. Течение такое сильное, что я плывя брасом со всей силы не двигаюсь с места, только кролем против течения удаётся медленно двигаться. Не спеша ужинаем, пьём пиво, которое охладили в реке. За ужином наблюдаем цапель, которые сидят на деревьях. Для всех неожиданность, что цапли умеют сидеть на ветках деревьев. Одна особо находчивая цапля садится прямо на вершину длинной берёзы и долго даёт нам себя рассматривать и обсуждать.

День 4. Много гребли. Когда же Максатиха? Шикарная стоянка на ночлег.

Встаём в 7:30, выходим только в 9:50. Через 2 часа останавливаемся искупаться на небольшом пляже на изгибе реки, ещё через 2 часа планшет БГ показывает, что мы в районе д.Боровское, то есть в половине пути Максатихи. То ли мы переоценили скорость течения, то ли недооценили себя, но план обедать возле Максатихи с треском проваливается. Сражённые этим известием (в нашей лодке без карты казалось, что Максатиха вот вот за поворотом), мы встаём в непримечательном месте на левом берегу в районе д.Боровское. Ровная площадка, всё та же колея вдоль реки, относительно высокий кустарник, в тени которого мы обедаем и полчасика спим. На дикой яблоне собираем маленькие твёрдые яблоки, чтобы порезать их вечером в чай.

Часто на нашем пути встречаются рыбаки — источник совершенно разной информацию относительно того, далеко ли идти до Максатихи. Кто-то говорит, что осталось километров 6-7, на следующем повороте нам сообщают, что осталось не меньше 20 и всё в таком роде. Конечно, у нас есть карта и планшет, но информация от рыбаков невольно то придаёт нам сил сделать последний, как нам кажется, рывок, то заставляет буквально опустить вёсла. С учётом того, что мы потеряли фактически 1,5 дня на озере, наш график ощутимо уплотнился. Чтобы успеть дойти до г.Пестово к субботе нам очень хочется сегодня миновать Максатиху. Хочешь, не хочешь — гребём и гребём, а автомобильного моста, который наш ориентир в Максатихе и который мы должны обязательно сегодня пройти, всё нет и нет. Видимо часть рыбаков сообщает нам «автомобильные» 7 километров, что при переводе в «речные» стоит умножать на 2.

Тащим байдарки по очередной отмели.
Тащим байдарки по очередной отмели.

Вечереет. Мы наконец-то подходим к Максатихе: на левом берегу фабрика, далее через какое-то время деревянный причал, мы делаем перерыв на правом песчаном берегу, жуём сушёное мясо. Поворот и, ура, вот он автомобильный мост. Пройдя после него пару километров, справа берег становится высоким, на нём хороший чистый сосновый лес с оборудованными стоянками. Слева в Мологу впадает р.Волчица по которой от Максатихи многие и рекомендуют начинать маршрут по Мологе. За 50 метров до впадения в Мологу Волчицы мы встаём на ночлег на правом берегу. Несколько оборудованных стоянок со столиками идут одна за другой в шикарном сосновом лесу. Пока разбиваем лагерь мальчик и девочка проезжают мимо нас на велосипедах. Заметен мусор от дачников, которые приезжают сюда на шашлыки и купание. Где-то в километре от нас почти до полуночи играет музыка и веселится народ. Это в понедельник! Впрочем, сейчас лето, пора отпусков. Утром рано приезжают рыбаки, бродят, шумят, заводят мотор невдалеке от нашего лагеря, в остальном ночёвка проходит спокойно и ни с кем из местных мы не контактируем.

За этот день пройдено порядка 41 километра, на воде мы провели в районе 8 часов.

Обустроенная стоянка после Максатихи. Обсуждаем маршрут на завтра.
Обустроенная стоянка после Максатихи. Обсуждаем маршрут на завтра.

День 5. Навёрстываем отставания. Обед в дубовой роще.

День выдаётся достаточно спокойный. Отдельные члены команды пропускают подъем в 7:30, но после вчерашнего марш-броска это прощается. В 9:45 выходим на воду. То справа, то слева идёт высокий берег с хвойным лесом и обустроенными стоянками. Много песчаных пляжей, река широкая, но мелкая. Встречаем первых байдарочников на берегу: муж и жена, которые начали свой маршрут на Волчице.

Идём 2 часа и останавливаемся для купания. Ещё 1,5 часа и проходим деревню Мокшицы на правом берегу, через 4 километра на том же правом берегу, до этого равнинном и безлесном, на изгибе реки начинается лес. Уже можно искать место для обеда и тут оказалась шикарная стоянка. Ровная площадка и дубовая роща, чистая, только след от двух костров. С наслаждением обедаем, дремлем. С берега прекрасный вид на изгибающуюся Мологу. Делаем первую групповую фотографию. Отдыхаем примерно 2 часа, если бы не надо было навёрстывать отставания встали бы здесь с ночлегом. А так снова выходим на реку.

Все девять участников похода.
Все девять участников похода.

Следующие 4 часа идём без особых приключений. В конце дня встаём на небольшой площадке на правом берегу в том месте, где река образует прямой угол. Левый берег безлесный, вдоль него идёт колея и много подъездов к реке, которыми пользуются рыбаки, здесь небольшие песчаные пляжи. Один такой пляж как раз напротив нашей стоянки, сначала там стоит семья на машине неспешно ловит с берега рыбу. С заходом солнца они уезжают, а я и БГ плывём на противоположный берег, посмотреть как там. Течение реки в том месте, где проходит само русло, оказывается достаточно сильным. Внизу под нашей стоянкой растёт мята, которую мы рвём себе для чая. Через 15 метров вверх после нашей стоянки в Мологу впадает ручеёк, это река Лосинец.

День 6. Пороги и перекаты. Ночлег на острове.

До конца похода у нас будет достаточно стабильный график: проходить по реке нам нужно примерно по 36 км в день, это удаётся сделать в среднем за 8 часов. Обедаем по 1,5 — 2 часа и ещё примерно часа 1,5 уходит на разминки.

Сегодня очень насыщенный день. Речка начинает нас радовать перекатами, грести сразу становится веселее. Как правило, перекаты небольшие и их удаётся пройти сразу без остановки. Первыми обычно идёт наш экипаж на относительно легкой Вуоксе с надувными бортами и не глубокой посадкой в воде. Мы по ходу ориентируемся, где лучше пройти, и даём указания по рации следующим за нами байдаркам.

В д.Телятники второй раз идём в магазин и пытаемся поймать сеть, чтобы связаться с родными. Связи нет, как мы отплыли с утренней стоянки.

Обедаем на солнечной сосновой опушке. По её краям стоят толстые сосны, причудливо извивающиеся и наклоняющиеся в сторону реки. Опушка обустроена: стол, лавочки, пеньки. К опушке подходит дорога, которой видно, что часто пользуются. По краям дороги растёт земляника.

Один порог, не доходя до д. Газеево, пройти с ходу боимся. Пристаём до него к берегу, идём по сильно каменистому руслу реки и высокому берегу смотреть, где лучше проходить. Порог представляет собой две гряды камней, между которыми порядка 10 метров. Первая гряда, разделённая островками из травы, выбрасывает в бурлящее пространство, заканчивающееся второй грядой. Времени на раздумья и маневры по ходу может оказаться очень мало, поэтому мы тщательно изучаем ситуацию. Самые нагруженные байдарки чуть разгружаем и вещи обносим по берегу, каждую байдарку в итоге проводит только один человек. На второй гряде камней двое из участников стоят как ориентиры, между которыми нужно проходить этот порог; они могут попробовать поймать и направить байдарку в случае, если гребец не справится с управлением.

Проходим речные перекаты.
Проходим речные перекаты.

Времени на воде из-за порогов в этот день проводим больше. Пороги продолжаются до самого вечера, последний порог проходим обходя слева достаточно большой лесистый остров в русле реки. Ширина острова примерна 50 метров, прямо за порогом оказывается выход на высокий берег острова, а наверху прекрасная расчищенная стоянка и аккуратный столик. На острове растёт небольшой лесок, на опушке которого мы с радостью размещаемся на ночлег. Собирается и даже роняет первые капли небольшой дождик, но до дела в этот вечер не доходит. Ночью же небольшой дождь навещает наш лагерь. С погодой всё это время нам везло: жаркие солнечные дни, располагающие к купанию, днём ни намёка на дождь или холодный сильный ветер, который бы мешал идти на вёслах по реке.

Если пройти на передний край острова, окажется, что правая сторона окончания острова это прекрасный пляж. На нём мы, к сожалению, не искупались, потому что обнаруживаем это только когда следующим утром выходим на маршрут.

День 7. Навесной мост в Борисовское. Церковь-клуб. Земляника на обед.

После довольно продолжительного незаселённого участка доходим до трёх стоящих близко друг к другу на реке деревень. Деревню Борисовское на левом берегу с деревней Нивищи на правом соединяет интересный навесной мост, перекинутый через Мологу. Эдакие «Золотые ворота» тверского изготовления. В деревне выходим, чтобы осмотреть мост, попытаться поймать связь и опять почему-то заходим в магазин. Рядом с магазином стоит заброшенная церковная колокольня. Надписи, вырезанные в штукатурке ещё в середине прошлого века, говорят о том, кто здесь когда был и кто кого любит, похоже, что в колокольне в советское время размещался клуб.

Местный клуб времён Советского Союза. Сейчас закрыт.
Местный клуб времён Советского Союза. Сейчас закрыт.
Магазин времён Советского союза. Сейчас закрыт.
Магазин времён Советского союза. Сейчас закрыт.

Весь день речка широкая, но мелкая. Перекаты встречаются ещё пару раз, но часто теперь нам мешают мели, которые иногда мы удачно обходим под берегом, а иногда тому или иному экипажу приходится вылезать и протаскивать байдарку по песку. Ещё с утра папа с братом меняются местами, и теперь Виталик рулевой.

Обедаем в сосновом лесу на правом высоком берегу реки. Набираем немного черники.

В районе деревни Мардасы слева в речку впадает довольно крупная река Сарагожа. Интересно, что многие родники, впадающие в Мологу, отмечены стоящими рядом деревянными крестами с наклеенными бумажными иконами. Такой крест стоит и возле впадения Сарагожи. Пока мы разминаемся здесь на привале. начинается сильный ветер. Он не стихает до самого вечера, и последние километры сегодняшнего пути активно мешает нам.

После д.Мардасы идём 6 километров до очередного крупного острова; в одном из описаний маршрутов упоминалось, что здесь должна быть хорошая стоянка. Игнорируем хорошую стоянку в сосняке на правом берегу после д.Мардасы, доверившись тому описанию. Когда доходим до упомянутого острова оказывается, что из-за обмеления реки островом он по сути уже быть перестал, обойти его можно только слева, а так же ни на нём, ни в ближайшем окружении нет ни деревьев, ни ровных расчищенных площадок. Берега заросшие высокой травой и без выходов. Делать нечего, идём дальше. Примерно через километр встаём на небольшом рыбацком месте с расчищенной прямоугольной поляной среди елей и осин. Видны остатки колеи, которой не пользовались уже полвека.

Подвесной мост в д.Борисовское
Подвесной мост в д.Борисовское

День 8. Последний день на воде. Сосновый бор на высоте. Пестово.

Сегодня у нас по плану последний день на воде. Мы должны дойти до города Пестово, справа от которого по описаниям можно встать для разбора байдарок и ночлега. Нам главное, чтобы рядом была дорога, потому что за нами должен на взятом на прокат микроавтобусе из Москвы приехать Николай.

После одноименной д.Пестово река примерно 3 километра идёт по границе двух областей — Тверской и Новгородской, а потом полноценно начинается Новгородская область. После деревни Новинка начинаются хорошие сосновые рощи и места для стоянок по обоим берегам. В одном из мест, где речка заворачивает налево и справа берег особенно сильно поднимается, наверху стоит шикарный сосновый бор. Время близится к обеду, я и Паша залезаем наверх. Местами до безобразия грязно, разбросаны кучи мусора. Но вид очень красивый. Мы ещё так высоко в этот поход не забирались. Берег крутой, а сосны по нему спускаются почти до самой воды, наверху же равнина, солнечный сосновый бор уходит вглубь берега, заросли черничника и вереска, от которого воздух чуть сладковат. Под нами в лучах солнца извивается река, видны отмели и небольшие островки в её устье. Чуть в стороне от основной замусоренной стоянки на полянке между сосен мы устраиваем обед.

2014-mologa-river-174-4-295

2014-mologa-river-174-4-288

После обеда поднимается северный ветер, а так как река большей частью идёт прямо на север, идти по ней на вёслах порой очень тяжело. Речка остаётся широкой и временами очень мелкой. Иногда кажется, что течение совсем пропадает.

На походе к г.Пестово наконец снова появилась связь, которой не было все эти дни. Созваниваемся с Николаем, он в пути. Населёнки по берегам всё больше и больше. На левом берегу начинается дачный посёлок Попово, на правом Мышкино, после которого справа небольшой лесистый участок, в котором мы и решаем остановиться. Спуска с берега к воде, по сути, нет, мы его протаптываем себе сами в высокой траве и крапиве. Наверху обустроенная для пикников выходного дня поляна, даже невысокий деревянный столик фабричного производства кто-то сюда принёс.

Обед в солнечном сосновом бору.
Обед в солнечном сосновом бору.

Как нашли это место, погода начинает ухудшаться. Затаскиваем все вещи наверх, успеваем поставить палатки, а вещи накрыть тентом и начинается сильный дождь, даже ливень. Первыйраз за этот поход (слабый ночной дождик я в расчёт не беру). Ливень вскоре заканчивается, ГВ разводит из мокрых дров костёр, а папа как всегда варит вкуснейший ужин. Приезжает Николай на микроавтобусе. Байдарки уже на совсем вытаскиваем из воды.

День 9. Собираем байдарки. На автомобиле и на поезде домой.

Встаём как обычно в 7:30. Завтракаем, начинаем разбирать и сушить байдарки, раскладывать по рюкзакам вещи. К половине первого всё готово и уже погружено в микроавтобус. Последний раз осматриваем стоянку на предмет забытых вещей. Нас ждёт 160 км до станции Окуловка, что на железной дороге между Питером и Москвой. Оказывается недалеко от места нашего последнего ночлега гигантская мусорная свалка.

Доезжаем за три часа до Окуловки, с трудом находим кафе, чтобы пообедать, столовая рядом с вокзалом закрыта. Николая с байдарками отпускаем в Москву, сами с рюкзаками располагаемся на станции ждать поезда. Билеты у нас на проходящий поезд Санкт-Петербург — Кисловодск. Стоянка в Окуловке 1 минута. До Москвы 3 часа.

Забегаем в поезд, занимаем 2+ купе, пьём чай с последними остатками еды, обсуждаем поход, кто-то ложится вздремнуть, кто-то читать. В половине 11 вечера выходим в Москве на Курском вокзале.

2014-mologa-river-174-4-267
Последнее фото, поход почти закончен.

Полезная информация