Чему научить детей, чтобы они любили школу

Родители одноклассников посоветовали брошюру «Чему научить детей, чтобы они любили школу?» от психолога Александра Мусихина из Иркутска. Всего 21 страница, на час вдумчивого чтения – те самые 20%, которые дадут 80% результата. Приглянувшиеся мне идеи из книги дополнил своими размышлениями применительно к нам с дочкой.

Чему научить детей, чтобы они любили школу?В сентябре 2018 началась школа. Для дочки привычный мир сильно изменился, наш родительский мир меняется следом. Появляются новые, порой неожиданные вопросы и ситуации, на которые нет очевидных ответов. Проверять домашку? Заставлять её делать? Делать уроки вместе? Как не ссориться из-за уроков, когда ребенок не хочет, не может или не получается? Как реагировать на плохие оценки? Важны ли вообще оценки? Как справляться со страхами ребенка в отношении учителя? Кто-то в книге Мусихина найдет для себя готовые ответы, а остальные как минимум заслуживающую внимания точку зрения.

Для школы

Ожидания. Взрослым может показаться уместным пошутить про «ссылку на 10 лет», «закончилась твоя свобода» и т.п., но прежде стоит подумать как эти шутки воспринимает будущий школьник — ребенок, для которого пока что школа это нечто совсем не известное и не понятное? Какие ожидания с самого начала закладываются такими высказываниями?

Ответ на вопрос «Зачем?» из мира ребенка. Рано или поздно ребенок спросит, зачем ему ходить в школу. Отвечая ребенку стоит оперировать не абстрактными понятиями («хорошее образование» или «важные знания и навыки»), для которых у ребенка нет ассоциаций, из которых не поймет, что конкретно они ему дадут. Нужно постараться привязать достоинства школы и результаты обучения к миру ребенка. А мир ребенка это: посчитать, сколько стоит игрушка и сколько дали сдачу в магазине, прочитать комиксы или подсказки в телефонной игре, пообщаться и поиграть с новыми друзьями.

Не бросать наедине с новым миром. 31 августа ребенок ещё маленький и ему многое дозволено и простительно, 1 сентября внезапно он слышит «ты уже взрослый», резко появляются новые обязанности и, как следствие, к много новых требований к ребенку от окружающих и самых близких ему людей — родителей. Важно не менять резко отношение со стороны родителей и не оставлять ребенка одного против школы, возникших обязанностей и требований, быть на его стороне и вместе справляться с новыми вызовами. Важное для успеха «вместе»!

Домашние задания. Столько новой информации, правил и требований — ребенок не может уследить за всем сразу. На математике важно решить пример, а не красиво написать цифры. Не нужно добиваться идеального исполнения! Задания пусть делает сам, а любым успехам радуйтесь вместе. Создавайте ощущение, что ребенок самостоятельно может справиться и сделать.

Допустимый период концентрации. В первом классе сокращенные уроки по 35 минут. Мусихин пишет, что возможности концентрации у первоклассника лежат в пределах 20 минут. Всё индивидуально, но как ориентир эти цифры стоит держать в уме, когда ребенок дома делает домашку задания. Нет смысла не отрываясь сидеть «до победного». И это отличный повод научить ребенка классному «лайфхаку» работы помидорками.

Об отвлекающих факторах. Вероятно уже в первом классе у ребенка появится мобильник. Взрослые платят за книги и тренинги по личной эффективности, где в том числе в самом начале учат отключать уведомления, чтобы не отвлекаться от важных дел. Кто не просто подарил ребенку телефон, но и рассказал об этом «лайфхаке»? Давайте учить детей тому, что имеет отношение к реальной жизни, а не формальным параграфам и разделам школьной программы. Давайте учить и учиться вместе!

Мотивация стремлением к хорошему, а не плохими последствиями. Школа при этом делает акцент на ошибках. Красной ручкой ошибки подчеркивают, выделяют и за них ругают. Но мотивация достижениями эффективнее. Лучше хвалить за то, что получилось, чем ругать, за то чего нет или не вышло. Просто представьте школу, где красными ручками не пользуются, а в домашних работах и контрольных зеленой ручкой выделяют удачные моменты и успешное применение полученных навыков!

Актуальность и применимость оценок. В первых классах оценок нет. Но система оценок, которая появляется далее, не учитывает индивидуальных особенностей ребенка. Каждый ребенок оценивается исходя из эфемерного абстрактного идеала и у большинства возникает, укореняется чувство, что до этого идеала не дотягивает и не сможет как бы не старался. Допустим на диктанте ребенок сделал 40 ошибок и получил кол. Затем ребенок очень старался и на следующем диктанте результат в 2 раза лучше — 20 ошибок. Но оценка всё равно кол. Через совсем небольшое время ребенок, не видя, что его невероятные усилия хоть как-то оправдываются, окончательно теряет веру в себя и убеждается, что предмет ему не по силам.

С кем сравниваем и по кому оцениваем. Обратимся ко взрослому миру. Выросшие и сформировавшиеся люди продолжают страдать от сравнений с эфемерными общественными эталонами и оценками. При этом сравнениями и оценкой часто занимаются сами и обращаются за квалифицированной помощью, чтобы от этой привычки избавиться. Один из самых здравых советов взрослому человеку относительно самооценки: единственное, что имеет смысл, сравнивать себя сегодняшнего только с собой вчерашним. И если прогресс на лицо, это повод похвалить и порадоваться! Это применимо ко всем людям, и к взрослым и к детям. Окей, пусть мы не можем отказаться от оценок в школе, но давайте ориентироваться не на них, как средний показатель непонятно какой больницы, а на результаты и возможности конкретно нашего ребенка.

Для жизни

Тренд области личной эффективности сегодня — привычки: развитие и закрепление полезных, избавление от вредных, не соответствующих нашим целям. О привычках и способах их развития выходят книги, обучающие курсы и рассказывают самые популярные предприниматели и коучи. Повсеместно признаётся, что успех в долгосрочной перспективе во многом определяется тем, что мы привыкли делать или не делать каждый день.

Какие привычки стоит развивать у ребенка? Самое время задуматься! К началу школы, хотим мы этого или нет, у ребенка нами и окружением уже сформировано множество привычек. Книга Мусихина помогла задуматься, какие привычки упростят  школьную жизнь. Планирую воспользоваться достигаторами Наташи Бабаевой, выписал следующие для совместного развития с дочкой:

  • собирать рюкзак с вечера
  • сперва сделать домашку, символическую в первом классе, затем уже развлечения (first things first!)
  • планировать завтрашний день и подводить итоги прошедшего

Планы на завтра. В школе каждый день много нового, неизвестного, сложного, волнительного.  И каждый день дополнительный стресс. Если с вечера обсудить с ребенком и составить план следующего дня это вносит порядок, успокаивает и снижает тревогу у ребёнка. На первое время достаточно вспомнить, какие завтра уроки и куда пойдет после школы (кружки, прогулки, т.д.); обсудить, что будет и хочет сделать завтра. Сперва у ребенка появиться привычка совместно обсуждать план на завтра, не далеко и до самостоятельного планирования дня, недели, …

Итоги дня. Многие успешные по современным меркам люди подводят итоги дня. В моей таблице трекинга привычек давно есть строчка «обсудить с дочкой её день». Эту свою привычку хочу передать ей для поддержания. Вероятно, для начала через тот же «достигатор». Помня, что стоит «оперировать понятиями из мира ребёнка», в достигаторе для дочки привычку нужно сформулировать так, чтобы у неё возникали положительные ассоциации и ожидание чего-то приятного от выполнения. Например, «обняться с родителями, обсудив прошедший день». Должно быть просто и доставлять удовольствие, а от дочки по началу требуется лишь крепко обнять родителей, а вопросы о прошедшем дне мы зададим сами. Что было хорошего, что получилось, что расстраивало.

Заключение

Не так важно, когда читать эту и аналогичные книги: когда ребёнок в детском саду, в первом классе или в десятом. Лучше поздно прочесть, но сформулировать выводы и начать учиться вместе с ребёнком, чем отгородиться стеной «ты уже взрослый, ты должен». Книгу «Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу» можно купить в электронном виде. Другие изданные книги Александра Мусихина на Ozon или Ridero.