Выращивает ли MBA бройлерных куриц?

В очередном разговоре упомянул, что начал учиться на программе MBA. Обычно это решение вызывает похвалу, а есть ли за что хвалить? Основатель «Магнита» Сергей Галицкий считает, что «MBA выращивает бройлерных куриц, они все начинают одинаково мыслить». Структурировал свои мысли и взгляд на MBA и бизнес-школу МИРБИС, в которую пошел учиться. Оговорюсь, что отучился только треть программы и самое для меня интересное — специализация «Стратегический менеджмент» — ещё не началась.

Теперь я уверен, что начинать учиться профессии менеджера нужно было раньше, когда я неумело (как понимаю теперь) работал наемным менеджером. В институте профильными были ИТ-дисциплины, а знания с общих «менеджерских» дисциплин  переработать в реальный опыт шансов не было; на работе не посчастливилось встретить профессионального менеджера-наставника; книжек было прочитано или мало, или я не ухватывал суть. В итоге, став специалистом в предмете и отрасли, я не сильно вырос как менеджер: занимался в основном операционной деятельностью, не уделяя внимание о стратегии; чересчур многое замыкал на себя, не отстраивая процессы и систему управления. Масштаб деятельности и ответственность были небольшими, так что реальных стимулов решать эти проблемы не было. В ретроспективе это мне теперь очевидно.

Смутно понимая это раньше, читая в статьях и книжках очевидным это стало сейчас, и катализатором стали занятия на MBA. Словно пелена спала с глаз:

  1. Самозанятость или Бизнес. Что имею, что хочу получить. Понимание, где на самом деле я сейчас, необходимо для выработки направления движения.
  2. Стратегия — Тактика — Операционная деятельность. Получить я хочу бизнес, значит должен сосредоточиться на стратегии, и перестать закапываться в операционке. Прелесть моей ситуации в том, что это абсолютно в моей власти: работать над построением эффективной системы управления, а не саму работу, для которой лучше найти подходящих людей. Реальные шаги в этом направлении уже начал предпринимать.
  3. В продолжение: я могу сам делать многое своими руками и достаточно хорош. Но стану менеджером тогда, когда научусь достигать результата чужими руками. И достигну большего. Вероятно в пунктах 2 и 3 кроется 80% причин, которые не дают мне пробить «стеклянный потолок».
  4. Ограниченность моего времени и ресурса. Реальный стимул стать эффективнее. У Питера Друкера читал и выделил еще в 2009-ом: «эффективный руководитель важные дела делает, а неважные не делает вовсе». Но не следовал. Сейчас  перед глазами многие, кто считает матрицу Эйзенхауэра не работающим инструментом в их корпоративном мире, «...потому что срочные задачи прилетают от руководства сверху в ультимативном порядке со сроком вчера». «Закрытый список дел? Шутите?». Прелесть же моей ситуации...

Чего на MBA точно нет. Как и думал, «серебряной пули нет» и универсальных рецептов успеха на MBA не дадут. Расскажут кейсы, поделятся опыт и дадут шаблоны — всё это с бОльшей вероятностью поможет организовать бизнес-процесс или решить задачу эффективно. Но никаких гарантий. Это отправная точка, чтобы пробовать.

От MBA для себя вижу следующий профит:

  • Вышел из зоны комфорта. Передо мной вновь открылся океан неизведанного и воскрес интерес к учебе и познанию. Перестал считать, что главное это практический опыт и умение самому работать хорошо. Понял, что в организованной мной системе всё отнюдь не так зашибись. Это очень мотивирует!
  • Сильно расширил кругозор. ИТ-шник и консультант с 10 летним стажем работы с крупным B2B, я вылез из норки и встретил много реальных людей, которые занимаются совершенно различными видами бизнеса, зарабатывают деньги сотней разных способов, изобретают и пробуют тысячи моделей и вариантов. Явно ощутил: бизнес в ИТ (и вообще) гораздо шире и многограннее сформировавшегося у меня представления, а последние 2 года предпринимательства это только малюсенький шажок.
  • Люди и связи. С преподавателями и коллегами-студентами, каждый из которых эксперт в своей отрасли, в своей функции или всё вместе. Многие гораздо более прокаченные и опытные руководители, лидеры, психологи, ораторы и т.д. Эти люди в теперь в моем Фейсбуке, общих группах и рассылках, и у них у всех можно постоянно или по необходимости учиться и просить помощи.
  • По сравнению с уже перечисленным небольшой, но для моего структрированного сознания приятный плюс: систематизация прошлых и полученных на MBA знаний. А еще теперь «я знаю, чего я не знаю», но где искать, когда это понадобится.

Выпускной студентов программы MBA в МИРБИС

Отдельно о МИРБИС. Организация процесса обучения не вдаваясь в детали на высоте. Содержание:

  • Большинство преподавателей профессионалы с большим практическим и преподавательским опытом.
  • Тем не менее, преподавателям не хватает координации друг с другом: в разных курсах повторяются одни и теже темы (хорошо, если хотя бы разные точки зрения освещаются). Есть интересная идея «интегрированного командного проекта», которая к сожалению в начальной стадии формирования: в материалы курсов и программы преподавателей не интегрирована. Возможный синергетический эффект сходит на нет.
  • Нет логики (или мне не понятная) в последовательности читаемых предметов. Похоже, расписание формируется исходя из доступности преподавателей, а не логики и междисциплинарных связей. Часто от преподавателя можно услышать «Этот курс у вас уже был? Ах нет, жаль, ну ладно». Бывает, что одна дисциплина попадает в несколько викендов, в каждом по чуть-чуть, то есть растягивается на 3 месяца, что приводит к лишним потерям времени на старте и финише каждого занятия. Времени на предметы выделено на мой взгляд и так не много.
  • Вместе с тем МИРБИС благодаря своей Ассоциации выпускников, регулярным дополнительным мероприятиям и возможности для выпускников следующие 2 года после окончания обучения ходить слушателем на любые предметы — отличная  площадка для углубления знаний и расширения сети контактов.

Спасибо моему доброму другу, получившему недавно диплом MBA в МИРБИС и моему папе. Вдвоем они много усилий приложили, чтобы справиться с моей зашоренностью.