Будапешт, ты прекрасен

Уже хорошей традицией стало в марте на несколько дней улетать на прогулку в какой-нибудь новый город. В прошлые годы в этом время мы встречали весну в Берлине и Стамбуле, а сейчас решили махнуть в Будапешт. Не типовой для российского туриста город. Кто без подсказки вспомнит чьей столицей он является? Оказалось, что вниманием Будапешт обделён зря. Оказалось, Будапешт прекрасен!

Наследие австро-венгерской империи на каждом углу в центре.
Здание оперы в Будапеште

Широкие проспекты, мало машин:
Проспект Андраши

Дешевые качественные фрукты и овощи. Не дорогая и очень вкусная еда везде, где мы были. Аутентичные аппартаменты в центре за 40 евро в сутки. 1,5 литра воды в магазине по цене 20 рублей. Спасибо, что евро сюда ещё не добрался! Вино в барах по 150 рублей за бокал.
Центральный рынок Будапешта

Очень легко и свободно гулялось и дышалось в Будапеште 4 дня. Март — ещё не сезон и народу было совсем не много. Первые 2 дня солнце не могло пробиться сквозь тучи, город утопал в молочной пелене.
Вид на Будапешт с горы Геллерт

На третий день выглянуло солнце, потеплело и стало совсем красиво:
Здание Венгерского пар

Город дружелюбен для велосипедов. Для местных жителей повсюду пункты проката.
Станция городского проката велосипедов для местных жителей

Основные проспекты и дороги, мосты через Дунай и все набережные имеют велодорожки. Перекрёстки оснащаются маленькими светофорами для велосипедистов. Там где велодорожек нет — велосипедисты чувствуют себя полноправными участниками движения.
Велосипедисты на проспекте Андраши

Везде по городу, возле станций и общественных мест стойки для велопарковки. На крайних станциях метро удобные крытые велопарковки.
Крытая велопарковка у входа в метро

Велопрокат для туристов вполне разумный: вот такой велосипед на сутки стоит 4000 фаринтов, что меньше 1000 рублей.
Прокатный велосипед в парке на острове Маргит

15 марта в Венгрии большой национальный праздник — день Венгерской революции 1848 года и начало движения за независимость от Габсбургов. Большинство горожан украшают лацканы одежды Венгерской кокардой, которые продаётся во всех кафе за 300 фаринтов (70 рублей). Некоторые украшают не только себя.
Собака отмечает день Венгерской революции 1848 года

В континентальной Европе первое метро появилось именно в Будапеште. Только Лондонская подземка старше. Самая старая линия метро проходит параллельно проспекту Андраши, ей 119 лет. Станции выглядят так:
Станции самого старого метро континентальной Европы

Метро на этой ветке мне очень напомнило парижское, вход:
Вход на станцию жёлтой ветки метро

Но в отличие от парижского и метро других Европейских столиц при входе в метро нет турникетов. Бумажные талончики нужно прокомпостировать самому, через несколько метров их проверит служащий. И могу потом проверить уже на самих станциях.
Турникетов в метро нет, как в трамвае нужно прокампостировать билет

Питерские виды в центре:
Это Питер или Будапешт?

Это Питер или Будапешт?

Широкий проспект Андраши. Красные линии — велодорожки. Плюс обратите внимание на размеченную жёлтым зону для остановки велосипедистов на перекрёстке. Мы жили на этом проспекте, поэтому он уже примелькался на фотографиях :)
Перекрёсток на проспекте Андраши

Первый раз увидел выложенные черепицей узоры. Почему нигде больше до этого не додумались? Красота!
Крыша собора Матяша, находящегося между Королевским дворцом и Рыбацким бастионом

Ближе к ночи включается подсветка.
2015-Hungary-Budapest-2606

Наследие австро-венгерской империи прекрасно в ночном освещении. Здание парламента с противоположного берега Дуная:
Здание парламента ночью

Вид на Королевский дворец с одного из мостов:
Королевский дворец

В центре всё мило и уютно. Нарядные почтовые ящики:
Стандартный городской почтовый ящик

Рекламу не принято кидать в почтовые ящики. Для этого на дверь подъезда вешают отдельный общий ящик или, как здесь, трубу. Рекламщики реально складывают листовки именно туда.
Отдельный ящик для рекламы

Телефонный будки не отстают, хотя и не во всех есть телефонный аппарат.
Телефонная будка на улице Будапешта

Под ногами красивые люки:
Канализационные люки в центре города

В Будапеште никогда не знаешь на каком углу ты встретишь очередной медный памятник. Знаменитостям, городским персонажам, событиям. Город не скупится и каждый год расставляет новые медные или латунные фигурки:
Памятник одному из городских персонажей

Возле здания парламента памятник поэту печально смотрит на Дунай

В Европе всё как всегда: забота об экологии и окружающей среде. В супермаркетах SPAR встретил автомат для утилизации бутылок.
Автомат для утилизации бутылок в супермаркете SPAR

В городе встречаются стоянки для подзарядки электроавтомобилей.
Стоянка для зарядки электромобилей

Если по архитектуре явно прослеживается былое величие империи, то в мелочах постоянно встречаются остатки периода участия в социалистическом блоке. Народ ещё ездит на Трабантах, встречаются советские жигули разных моделей.
Трабанд из ГДР. Надпись сбоку: пожертвованные деньги пойдут на мой ремонт.

На благо продолжают трудиться Камазы.
2015-Hungary-Budapest-2537

По городу резво носятся Икарусы. Привычные нам автобусы здесь представлены в модификации троллейбуса.
Икарус-троллейбус

На синей ветке метро, на которую попадаешь добравшись на автобусе из аэропорта, ходят советские вагоны мытищинского завода. В городе на улицах и заведениях ещё встречаются надписи на русском. А все социалистические памятники собрали и увезли за город в отдельный парк Мементо.

Другой национальный символ — паприка. Её не только продают на каждом углу для употребления и как сувениры, но и добавляют во все блюда. Мы даже французский комамбер случайно купили с паприкой.
Паприка в каждом магазине и для любого блюда

По городу ездит несколько обычных для Европы обзорных автобусов. Как и везде они двухэтажные. Но здесь я в первый раз увидел обзорный автобус, который не только ездит по улицам города, но и плавает:
Экскурсионный автобус-амфибия

Экскурсионный автобус-амфибия

Молодежь из других Европейских стран любит Будапешт и приезжает сюда повеселиться. Особенно много встречалось англичан, немцев и французов, англичан. Наверное их тоже привлекает дешевизна. В пятницу и субботу по центральным улицам начинают разъезжать пивные бары на колесах. Посетители крутят педали и пьют пиво, один бедолага управляет:
Пивной велосипед

Окраины Будапешта выглядят как пейзажи некоторых спальных районов Москвы. Облицовка многоэтажек даже по цветам такая же, какой сейчас покрывают многие панельные дома в Москве.
Вдали от центра вполне себе Московский вид.

В центре много забытых и покинутых помещений, целых домов. На проспекте Андраши, где вначале расположены магазины самых дорогих марок одежды и аксессуаров после площади Октагон стоят заколоченными целые особняки. Этот дом ещё ничего выглядит, ремонтировать начали, но забыли закончить:
Одно из забытых зданий на проспекте Андраши

Много помещений продаётся или сдаётся в аренду. Кто-то бросил помещение и не забрал большой куст.
Забытое в витрине дерево

Секретное место — заброшенная торговая галерея 19 века, внутри красивые витражи, пыль и запустение. В самом центре города, вход свободный.
Брошенный торговый пассаж с необыкновенными витражами

Раньше была красивейшая проходная галерея, роскошные обитые резным деревом витрины для товаров. Сейчас всё покрыто пылью, светится только один магазин у входа, в котором живут сторожа.
2015-Hungary-Budapest-2284

По вечерам Еврейский квартал Erzsébetváros наполняет молодежь, блуждающая в угаре между многочисленными заведениями. Уникальное изобретение Будапешта — ruin pub, дословно «паб в руинах». Заброшенный дом снимается за копейки, разукрашивается графити, из досок сколачивается барная стойка, пара пластиковых стульев и столов и паб готов.
Один из знаменитых ruin pubs

Большинство домов имеют двор-колодец, он также становится частью заведения. Натягивается навес от непогоды, но зато можно пить и курить, ведь это же улица. Кажется я уже из таких заведений вырос...
Один из знаменитых ruin pubs

Пара слов о венгерском языке. Где-то прочитал, что он самый сложный из европейских языков. За 4 дня не смог запомнить ни одного слова, так что охотно верю. Зато записал самое длинное в венгерском языке слово: megszentségteleníthetetlenségesked. 44 буквы. Что означает записать забыл :) Изъяснялся везде на английском или жестами и проблем не возникало.

О Будапеште интересно почитать блог Анны Чайковской, которая живёт в Будапеште и водит по нему экскурсии. Она автор путеводителя Афишы по Будапешту, вышедшего в 2014 году.

Напоследок несколько практических советов:

  • В Будапешт летает лоукостер WizzAir. Нам билеты обошлись в 40 евро туда-обратно. Нужно внимательно прочитать правила провоза багажа.
  • Фаринты лучше всего получать снятием денег с карточки. Банкоматы Райффайзена позволяют конвертировать рубли напрямую в фаринты без промежуточной конвертации в доллары/евро по нормальному курсу. Если менять евро или доллары в обменниках, то хороший курс на площади Oktogon.
  • За 7 евро на человека можно добраться до аэропорта в любое время. Обратный рейс WizzAir в 6 утра, в 3:20 за нами приехал микроавтобус, который заранее заказываешь. Он собирает народ по разным отелям и потом централизованно отвозит в аэропорт.

Ну и единственное за всю поездку совместное фото (немки-хохотушки нас поймали, принуждали к фотографированию):
Мы в Будапеште